Искусствоведение – наука об искусстве. Литературу как вид искусства изучает литературоведение.
Термин «искусствоведение» образован сочетанием слова «искусство» с древнерусским «въдъти» (знать).
Искусствоведение занимается изучением, накоплением, классификацией произведений искусства, а также атрибуцией (установлением авторства произведения, времени и места его создания). Кроме того, искусствоведение включает в себя художественную критику.
История науки
Основоположником искусствоведения в современном его понимании считают Иога́нна Иоахима Ви́нкельмана (1717-1768), немецкого искусствоведа, который первым признал классическое искусство показателем и важной частью образованного общества.
Он считал, что необходимо систематизированное изучение произведений искусства, а для этого требуется новая наука. Так возникло искусствоведение. Он написал и первый труд по этому предмету – «История искусства древнего мира». Учёные-просветители XVIII в. продолжили его дело. Искусствоведение стало изучаться в университетах Европы, правда, тогда этот предмет назывался «историей искусства».
Но изучение теории искусства началось намного раньше древнегреческими философами Платоном (между 429 и 427 до н.э.-347 до н. э.) и его учеником Аристотелем (384 год до н.э.-322 год до н.э.), римским учёным Марком Витрувием (I в. до н.э.). Он написал трактат об архитектуре, в котором обобщил античный архитектурный опыт. Фактически этот трактат был практическим руководством. Об античном искусстве писал и древнеримский эрудит Плиний Старший (между 22 и 24 годами н.э.-79 год н.э.).
Самым известным трудом по искусствоведению в эпоху Возрождения стали «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Вывод: элементы искусствоведения зародились в древности, но долгое время они входили в состав философии, богословия, практических руководств по ремёслам.
Широкое распространение искусствоведение получило в XIX-XX вв. К этому времени внутри него уже существовали школы и направления.
В наше время учёные-искусствоведы имеют более узкие специализации.
Искусствоведение в России
Началом искусствоведения в России считаются средневековые летописи, в которых сообщалось о различных памятниках искусства или приводились жизнеописания художников, иконописцев, других мастеров.
Когда в России в XVII в. начало формироваться светское мировоззрение, появилась возможность знакомства с некоторыми образцами европейской культуры.
В «Житии» протопопа Аввакума есть уже глава об иконописании.
И далее искусствоведение в России стало развиваться стремительно. XIX в. называют «золотым веком» литературы, но он был и «золотым веком» искусствоведения, когда массово стали появляться статьи на эту тему, периодические издания, когда стали осознавать значение искусства для духовного развития русского общества. Но если раньше искусствоведами являлись философы, богословы, то в XIX в. ими становились писатели, поэты, литературные критики.
В качестве университетской специальности искусствоведение появилось на рубеже XIX-XX вв. В настоящее время таких специалистов воспитывают в высших учебных заведениях по всему миру.
Во многих университетах нашей страны открыты факультеты или отделения по подготовке искусствоведов. Это модная и востребованная в наше время профессия.
Для чего нужны искусствоведы
Человечество во все времена тянулось к прекрасному. Но значение этого слова в разные времена понималось по-разному. Иногда за прекрасное принималось вычурное, безвкусное, лишённое смысла. Задача искусствоведа – донести до людей смысл прекрасного, помочь людям ориентироваться в мире вещей, произведений искусства. Человек данной профессии может выступать в роли эксперта, когда надо определить личность мастера произведения или написать критическую статью после просмотра спектакля или фильма и т.д. Искусствовед – человек широкого кругозора, обширных знаний, поэтому его роль в обществе будет расти.
Комплекс дисциплин искусствоведения
В искусствоведении существует несколько дисциплин. Вот некоторые из них:
- история искусств;
- теория искусств;
- музыковедение;
- художественная критика;
- реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия;
- театроведение;
- экранные искусства;
- изобразительное искусство;
- декоративно-прикладное искусство;
- архитектура;
- хореография;
- дизайн;
- музееведение и др.