ipo – это первое публичное размещение акций компании. Онлайн-инвесторы хорошо знакомы с таким явлением, как ICO, когда публично размещаются токены блокчейн-стартапов. IPO является его аналогом в мире реальных компаний и также позволяет инвесторам получать хорошие проценты профита. В этой статье мы подробно разберем, в чем же особенность IPO, объясним простыми словами что это такое и как на нем заработать.
IPO – что это такое простыми словами
IPO (ипо, айпио, ай-пи-о, от англ. Initial Public Offering) – это, простыми словами, первичный выпуск компанией своих акций. Можно сказать, что это достижение совершеннолетия, когда она выходит из состояния стартапа и начинает существовать на публичном рынке. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести эти акции.
Вышедшие на IPO компании перестают существовать в тени и становятся открытыми акционерными обществами, которые публично представляют свою отчетность и ведут полностью прозрачную работу.
Своим выходом на биржу компания подтверждает свою успешность. Дело в том, что любая фирма не может себе позволить это событие – первичное размещение акций доступно только компаниям, достигшим определенного уровня развития. Например, выход на IPO возможен только для тех компаний, предварительная стоимость которых составляет не менее 50$ млн., к тому же оформление соответствующих документов потребует серьезных затрат в размере 10-15$ млн.
Выход на IPO дает компании большие преимущества:
- Это возможность привлечь инвестиции. Компания выходит на новый уровень работы, предоставляет регулярную отчетность, за счет чего инвесторы находят в ней перспективу.
- Компания получает известность и возможность привлечь новых клиентов.
- После выхода на IPO компания становится рыночным активом и ее стоимость начинает оцениваться совсем по другим параметрам.
- Открываются новые возможности – акции компании можно использовать для залога, ими можно рассчитаться с кредиторами, использовать IPO акции как мотивацию для эффективной работы ТОП-менеджеров компании.
- Компания после IPO может получить статус международной, если размещает свои акции на зарубежных рынках.
Для компании выход на IPO – это важный этап развития, который требует больших денежных средств и временных ресурсов. Но эти затраты с лихвой окупаются, когда акции размещаются на биржу и компания получает все преимущества своего нового статуса. Она становится более престижной, получает известность и заявляет о себе как о серьезном участнике рынка, который вышел на новый уровень и больше не является стартапом.
Рынок IPO
Итак, выход на IPO предполагает выпуск акций или депозитарных расписок на эти акции и размещение их на бирже. Это не какие-нибудь биржи, а фондовые – их совокупность еще называют рынком ценных бумаг. Отечественные компании размещают свои акции на Московской бирже, тогда как зарубежные компании чаще всего отдаю предпочтение американским биржам. Тем не менее ничего не мешает отечественным компаниям осуществить выход на IPO через западную биржу.
Выход на российский рынок IPO
Российский рынок IPO начал свое зарождение с либерализацией экономики в 1991 году, тем не менее нельзя сказать, что за прошедшее время он сильно преуспел. Если сравнивать отечественный рынок ценных бумаг с мировым или западным, то он и в наше прогрессивное время развит слабо.
Зарубежные рейтинговые агентства считают фондовый рынок России не просто молодым, а развивающимся, так как он характеризуется высокой степенью риска и небольшим количеством компаний. Тем не менее положительные изменения происходят: с начала 2000-х ситуация на российском рынке ценных бумаг несколько улучшилась, в частности, появились какие-никакие механизмы защиты инвесторов.
Крупнейшей отечественной биржей является Московская биржа, которая появилась в 2011 году путем слияния валютной биржи России ММВБ и Фондовой биржи РТС. Именно на ней отечественные компании чаще всего и размещают свои акции. Но эти размещения происходят не часто – по имеющейся информации, за 2018 год на Московской бирже не состоялось ни одного IPO. Это не значит, что ни одна отечественная компания не вышла на уровень продажи своих акций – просто российские IPO выбрали для этого рынки в странах с более развитой экономикой.
Так как для компании IPO является «взлетной полосой», то рисковать и выходить на отечественном рынке захочет далеко не каждая из них. Причиной тому не только слабо развитый рынок ценных бумаг в России, но и консервативность инвесторов. Если иностранные вкладчики готовы вкладывать в русские IT-стартапы огромные деньги, то отечественные инвесторы продолжают осторожничать и считать такие инвестиции слишком рискованными.
Выход на американский рынок IPO
Американский рынок IPO на многие десятилетия опережает российский и входит в рейтинг семи наиболее развитых в мире. Попасть на американские биржи компаниям гораздо труднее, ведь здесь более жесткие условия допуска, но зато и перспективы перед эмитентом акций открывают самые обширные. Это положительный момент и для инвесторов, которые менее рискуют своими деньгами, чем если бы они вкладывали средства через развивающиеся рынки.
На фондовом рынке США ключевыми являются две биржи – NASDAQ и NYSE. Нью-йоркская фондовая биржа (NYSE) является самой крупной в мире и существует с 1792 года. С ней работают лучшие брокеры со всего мира и разместить свои акции на бирже NYSE считается для компании большим престижем.