Наверное, говорить об актуальности верного выбора резины для грузовика, автопоезда или спецтехники еще один раз — излишне. Заметим только, что во многом именно от качества и особенностей купленной резины зависит поведение машины на дороге, ее топливная экономичность, особенности при разгоне и торможении. Всегда существует искушение взять резину подешевле, однако брать следует ту, которую нужно, — а она, в зависимости от условий эксплуатации техники, может быть разной.
Стремление владельцев техники сэкономить на покупке резины понятно. Ведь стоимость одного колеса радиусом R22.5 320/80 составляет двадцать тысяч рублей и выше. А для того, чтобы укомплектовать резиной автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа, их понадобится десять, а то и двадцать, не считая запаски.
И все-таки выбирать резину нужно по принципу целесообразности, а не дешевизны — благо сегодня на рынке широко представлена как резина производства признанных мировых лидеров — Bridgestone, Michelin, Nokian, — так и бюджетные варианты вполне приличного качества, в основном китайские: Aeolus, Taitong и другие. Производители техники часто рекомендуют те или иные разновидности колес для своих машин — но знать, в каких именно условиях придется работать грузовику, погрузчику или автобусу, они не могут, а значит, окончательный выбор, так или иначе, придется делать владельцу.
Итак, в первую очередь необходимо учесть то, в каких именно условиях предстоит работать грузовику или спецтехнике, которую нужно обуть. Ведь для федеральных трасс и городских улиц подходят одни типы шин, а для сельской местности, бездорожья, карьеров или строительных площадок — другие. Учитывая особенности эксплуатации, грузовые шины принято подразделять на магистральные, региональные и комбинированные. Классификация по виду протектора выглядит несколько иначе: дорожные шины бу +для грузовых автомобилей — для езды по качественному покрытию автомагистралей. Универсальные — для разных дорог, повышенной проходимости — для бездорожья. Отечественная практика эксплуатации средне- и малотоннажных грузовиков показывает, что оптимальным вариантом для российских дорог является универсальный тип протектора — так называемый «ромбик» или «гусиная лапка». А вот для автопоездов, используемых для магистральных перевозок, будут уместнее шины с протектором дорожного типа.
Сезонность также имеет значение. Зимние шины изготавливают из более жесткой резины, а кроме того, они имеют более глубокий рисунок. Некоторые водители предпочитают устанавливать шипованную резину — благодаря ей даже на обледенелой дороге машина остается управляемой и не теряет способности тормозить. Всесезонная резина дешевле, но ее использование в холодное время года оправдано только для ряда южных регионов страны — кроме того, изнашивается она быстрее. Производители всесезонной резины, как правило, рекомендуют использовать ее там, где зимние температуры не опускаются ниже минус 20 градусов по Цельсию но даже в таких погодных условиях опытный водитель грузовика скорее отдаст предпочтение зимним шинам.
Для правильного выбора резины необходимо умение читать ее маркировку. Во-первых, она укажет на то, для какой оси шина предназначается. Буква D укажет на ведущие колеса, F — управляющие, Z — управляемые колеса; а шины с маркировкой Т предназначены для установки на прицепы и полуприцепы. Многие владельцы грузовых автомобилей с целью сэкономить при покупке ставят на все оси универсальную резину, теряя при этом ряд преимуществ, которые гарантирует узкоспециализированная. Так, грузовик, на который установлены шины для рулевой оси, выигрывает в маневренности. А при установке шин для ведущей оси существенно улучшается сцепление колес с дорожным покрытием и увеличивается тяговая сила транспортного средства. Что касается шин для прицепной техники, от них не требуется ни приводить автопоезд в движение, ни направлять его — поэтому они в целом похожи на шины для управляемой оси и отличаются от них меньшим количеством продольных канавок на протекторе (поперечных канавок у них может не быть вообще).