Когда у ритейлера есть свой магазин, приходится заниматься разными процессами: обрабатывать заказы, принимать поставки, упаковывать и доставлять товары. Параллельно заниматься рекламой и продвижением магазина.
Если не хочется тратить время и деньги на содержание склада и найм сотрудников, а с потоком заказов справляться тяжело, присмотритесь к услугам фулфилмент-компаний: они возьмут на себя часть процессов по логистике товаров. В статье разбираем, какой вариант работы с логистикой выбрать предпринимателю: фулфилмент, дропшиппинг или кросс-докинг.
Фулфилмент — это логистика на аутсорсе в режиме «одного окна»
Классическая схема фулфилмента логистика выглядит так: операторы забирают товар от поставщика или ритейлера, маркируют товар штрих-кодом, распределяют и хранят у себя на складе. После поступления заявки на доставку упаковывают заказ и отвозят клиенту. Если покупателю не подходит товар, операторы обрабатывают возврат. По таким схемам работают, например, компании Shiptor, СДЭК, Call-IM.
Дропшиппинг подойдёт начинающим предпринимателям, которые хотят открыть своё дело с минимальными вложениями: не придётся закупать товар, арендовать склад, заниматься упаковкой и доставкой. Дропшиппинг позволяет работать как онлайн-витрина, где все процессы по доставке и упаковке ложатся на плечи поставщика.
Но в этой схеме есть и минусы. Например, нет контроля над качеством продукции. Если покупатель получит бракованный товар или товар плохого качества, отвечать за это придётся интернет-магазину. Ещё один минус — выручка может быть меньше, чем ожидали. Поставщик сам занимается упаковкой и доставкой, поэтому для посредника стоимость товара становится выше. А сделать наценку можно не всегда, иначе стоимость будет неконкурентоспособной.
Кросс-докинг: отгрузка товаров напрямую через склад
Если ритейлеру не требуется хранение товара на складе, можно выбрать кросс-докинг. Это вариант аутсорсинга, когда товар забирают со склада поставщика и доставляют напрямую клиенту без долговременного хранения на складе. Или сначала оператор забирает товар у поставщика, формирует отправление, а потом отправляет клиенту или в другие магазины. При кросс-докинге у продавца может быть собственный склад, откуда операторы будут забирать товары. Либо товары могут забирать сразу со склада поставщика.
Для доставки каких товаров лучше всего выбрать кросс-докинг:
- товары с ограниченным сроком хранения. Например, продукты питания или цветы
- товары массового потребления, которые пользуются регулярным спросом. Например, бытовая химия, лекарства
- товары, которые требуется реализовать в определённый период. Например, акционная продукция
- сезонные товары
Кросс-докинг подойдёт, если нет средств держать остатки товаров на складе или если скорость формирования посылок не так важна. Основной плюс кросс-докинга — ритейлеру не придётся закупать товары впрок, а поставлять их покупателям по запросу или привозить на склад партиями, в зависимости от спроса. Ещё один плюс — время доставки до покупателя сокращается, потому что товар не хранится на складе. Услуги кросс-докинга предоставляют компании Arvato, Бета ПРО, Деловые линии.