Слово «Биодинамика» образовано из двух древнегреческих: bios и dynamis, и его можно прочесть как «движение жизни», как «сила жизни» или как «возможность жизни». И сама возможность жизни связана с непознаваемой священной тайной, неуловимой, как сновидение. Прикосновение к этой тайне можно назвать прикосновением к движению души, ведь жизнь во многих культурах ассоциировалась с присутствием и движением души.
С давних времён человек мог прикоснуться к этой тайне в состоянии «наполненной тишины», тишины, в которой ощущается жизнь. Это состояние похоже на мгновения тишины на природе, когда есть и тишина и вместе с тем, эта тишина наполнена жизнью.
Краниосакральная (cranio-череп, sacrum- крестец) биодинамика возникла из остеопатии. Остеопатия изначально ориентировалась на целостность и тонкую чувствительность телесных процессов. И вместе с телесными процессами остеопаты также чувствовали другие, более тонкие полевые процессы, которые можно отнести к душевным. Точкой возникновения биодинамики принято считать переживание Уильяма Сазерленда, когда в моменты глубокой «динамической неподвижности» или «наполненной тишины», возникает сонастроенность энергий в человеке, а также в окружающем его пространстве и начинает работать некий внутренний принцип организации человеческой жизни. Этот принцип организации жизни в «динамической неподвижности» и стал точкой отсчёта биодинамики. В жизни человека этот принцип проявляется как возможность преображения. Возникает ощущение, что появляется лёгкость, соединённость, целостность, наполненность энергией.
Само слово «биодинамика» ввёл в язык Рудольф Штайнер. Однако в остеопатию это слово пришло уже из эмбриологии, благодаря ученику Сазерленда, Роллину Беккеру. Роллин Беккер нашёл отражение своего практического опыта в работах эмбриолога Эриха Блехшмидта.
Биодинамика означает развитие и движение целостности, начиная с эмбрионального периода и в течении всей жизни. И нечто, что переживается как жизнь, как целое, сохраняет память о своём формировании. Каждая часть этого целого, каждый орган помнит о том пути, по которому шло разворачивание во время эмбрионального развития… Эта память может быть услышана и соотнесена с состоянием динамической неподвижности. И в этой соотнесённости возникает точка баланса, способствующая выздоровлению. Сначала это больше касалось здоровья организма, потому что сама биодинамика первое время развивалась в русле альтернативной медицины.
С другой стороны, в Культуре в XX веке развивалось представление о роли душевных процессов в жизни человека, а также осмыслялась роль бессознательного. Появились основания учитывать индивидуальность и сингулярность психики. И процесс исцеления также стал осмысляться через опыт антропологии, философии, психологии и психоанализа. В этих координатах терапевтические отношения всё больше смещаются в сторону отношений между двумя субъектами — совместным терапевтическим со-бытием, в котором один создаёт для другого индивидуальное целительное терапевтическое пространство. В этом пространстве человек может быть встречен таким, каким он есть, и через эту встречу человек имеет возможность собрать свою целостность, осознать нечто, что имеет отношение к своему «бытию», утвердиться в своём бытии. И многие практикующие биодинамику сейчас интуитивно приходят к тому, что всё больше приходится делать акцент на том, что память формирования сохраняют не только органы, не только тело, но и жизнь в своей бытийной неповторимости и многоликости. И разворачивание этого переживания «Я Есть» часто касается, не только самого человека, но и жизненного опыта многих поколений.
Связь с переживанием «Я Есть» в биодинамике выражена изначально, экзистенциальная направленность хорошо чувствуется в книгах Роллина Беккера. Роллин Беккер подчеркивал, что в своей работе он не просто помогает найти Здоровье, он также пытается дать человеку шанс обнаружить, прочувствовать Внутреннюю Тишину и потенциал духовного развития в ней. И уже это открывает возможность экзистенциального осмысления биодинамики.
В экзистенциальном подходе (в широком смысле) в биодинамике принцип «динамической неподвижности» встречается прежде всего с бытием человека, с тем местом, с тем внутренним пространством, где я сейчас, как и каким я сейчас себя переживаю, и в том числе переживаю бессознательно. Это встреча с сокровенной сутью внутреннего субъективного живого мифа, мифа о себе, во многом состоящего из того самого «опыта многих поколений». Часть этого опыта часто переживается как травма и сознаётся самим человеком лишь фрагментарно и это также находит своё отражение и в теле: в органах, в костях, тканях…
Будучи услышан и прочувствован из сердца в пространстве «наполненой тишины», внутренний миф получает возможность развернуть и высвободить свою суть и соединиться с изначально присутствующей в нём Любовью, преображаясь в том, «Кто Есмь Я»…
В данной статье осмысляется направление «биодинамика» с позиции психологии, психоанализа и философии.