Экономическое поведение отдельного человека и группы людей на рынке формирует спрос. Для финансового результата продавца очень важно своевременно предугадать объем спроса в будущем и определить перечень основных факторов, которые могут повлиять на него. Именно поэтому следует разобраться с понятием «модель экономического человека» и, подключив к экономическим еще психологические и социальные аспекты, начать использовать эти знания на практике. Они актуальны как для предприятий, выступающих на рынке со стороны предложения, так и для обычных людей, которые в совокупности обеспечивают рыночный спрос. «Homo»-моделирование или кто мы есть? Экономисты уже давно задались вопросом, каким образом человек делает выбор, чем руководствуется и как ранжирует свои приоритеты. С развитием рыночных отношений эволюционировал и сам человек. Вспомним известные нам виды «homo». Модели человека с точки зрения биологии или Homo biologicus: Homo habilis или умелый человек, научился добывать огонь и создавать средства труда; Homo erectus или прямоходящий человек, встал на обе ноги, освободив руки; Homo sapiens или человек разумный, обрел способность членораздельной речи и нестандартного мышления. Эволюция людей с позиции вида деятельности и причинно-следственного бытия, богатого на события, или Homo eventus:
Homo economicus или экономический человек, руководствующийся в своем поведении аспектами рациональности и достижения максимально возможной выгоды в условиях ограниченных экономических ресурсов; Homo sociologicus или социальный человек, стремящийся к общению с другими людьми и утверждению своей роли в социуме; Homo politicus или политический человек, mybestoption мотивированный на усиление своего авторитета и достижения власти с помощью государственных институтов; Homo religiosus или религиозный человек, определяющий опору в своей жизни и главный мотив «словом Божьим» и поддержкой высших сил. Краткая характеристика представленных упрощенных моделей событийного типа показывает систему приоритетов человека и объясняет мотивы его поведения в той или иной среде — экономической, политической, социальной, религиозной. Каждый конкретный индивидуум может быть человеком «разным» в зависимости от системы координат, то есть среды, в которой он действует и идентифицируется. Интересно сравнить первые две событийные модели людей: экономический человек индивидуален, социальный — слишком коллективен и зависим от общества. Мир подстраивается под потребности экономического человека, что отражается в законе спроса и предложения, а социальный человек сам приспосабливается к социальным тенденциям мира, дабы избежать своего отделения от толпы. Рациональность как основа экономичности Моделирование предполагает определенную систему допущений, поэтому человек в экономических отношениях обладает рациональностью, то есть способен принять верное решение в предложенных условиях. На рациональность человека влияют следующие факторы:
доступность информации о ценах и объемах производства; осведомленность человека об основных параметрах выбора; высокий уровень интеллекта и достаточная компетентность человека в вопросах совершения экономического выбора; человек принимает решения в условиях совершенной конкуренции. Соотношение указанных выше допущений приводит к тому, что рациональность может быть трех видов: Полная, которая предполагает всестороннюю осведомленность человека о состоянии рынка и его способность принять решение, получив максимальную выгоду при минимуме затрат. Ограниченная, которая предполагает отсутствие полной информации и недостаточный уровень компетентности человека, в результате чего, он стремится не к максимизации выгоды, а просто к удовлетворению насущных потребностей приемлемыми для себя способами. Органичная рациональность усложняет модель экономического человека за счет введения дополнительных переменных, влияющих на его поведение: правовых запретов, традиционных и культурных ограничений, социальных параметров выбора. Представления о человеке, как рациональном субъекте со своими потребностями и мотивами, эволюционировали вместе с экономическими школами. В настоящее время выделяют четыре основные модели человека.