Один из классических способов нанесения информации с помощью рельефной матрицы называют высокой печатью. Выступающие элементы поверхности покрывают пастообразной краской и прижимают к бумаге. Так тиражируют газеты, книги, справочники и прочие массовые периодические издания.
Как развивалась технология высокой печати?
Старинные формы представляли собой гладкие дощечки с вырезанными словами и рисунками. Этот способ печати называется ксилографией. Сегодня она изредка применяется для создания художественных репродукций.
Изобретение наборных печатных форм дало толчок развитию книгопечатания. Каждую страницу составляли из отдельных букв и знаков. Символьные элементы вырезали из дерева или отливали из свинца.
Следующий шаг в развитии типографского дела — появление леттерпресс-станка. С помощью этой машины скорость набора текста увеличилась. Выступающие литеры прокатывали краской и под прессом делали оттиск на бумаге.
Печатные формы могли быть в виде как цельного блока, так и отдельных букв
Современные формы из металла изготавливают методами фрезерования, травления и гравировки (штампы, клише). Ограничение их применения объясняется содержанием в составе вредного свинца. Подобные формы используются при фольгировании, конгревном тиснении или создании текстуры натуральной кожи.
В полиграфии известен метод флексографии. Это разновидность высокой печати, при которой используются гибкие формы из фотополимеров с малым углублением пробельных элементов (0,5—0,7 мм).
Механизм флексографической печати представляет собой способ получения оттиска с помощью цилиндра, на поверхности которого закрепляется полимерная матрица. В итоге получается непрерывный рисунок из повторяющихся фрагментов изображения. Диаметр цилиндра и ширина бумаги определяют вид продукции: этикетки, упаковки, обои.
Современная флексографическая машина
Специфика оттисков
Высокую печать выполняют на бумаге, картоне (в том числе гофрированном), виниле, полиэтилене, самоклеящейся пленке, фольге и других материалах.
Красочные изображения состоят из микроскопических оттисков округлых или квадратных форм. В цветной печати используется до 4 красок. На таких изображениях невооруженным глазом просматривается четкий структурный рисунок — растровая розетка.
Применение технологии в полиграфической отрасли ограничивается разрешающей способностью печати. Издательство книжного, газетного текста, одно- и многокрасочных иллюстраций — предел для этого старинного метода.
При изучении оттисков на запечатанных поверхностях через лупу видны утолщения краски по контуру элементов. Это дает резкие очертания буквам и символам, а растровым изображениям — цветовую насыщенность. Тонкие штрихи, насечки на рубленых шрифтах получаются непрерывными и гладкими.
Для перехода краски на бумагу требуется давление. В результате на обратной стороне запечатываемой основы образуется рельефный контур, который прощупывается руками или заметен визуально. Связующие компоненты печатных красок изготавливают на основе продуктов нефтепереработки. Отсюда характерный керосиновый запах свежего оттиска.
От металлических литер наборного шрифта оставались выпуклости на листе