Нередко механики, говоря о ремонте топливной системы дизельного двигателя, упоминают такой термин, как плунжерная пара. Рассмотрим подробней, что это за механизм, особенность его работы, зачем он нужен, и как определяется неисправность плунжера.
ЧТО ТАКОЕ ПЛУНЖЕР?
Плунжерные пары, как следует из названия механизма, это две небольшие детали, которые входят в устройство тнвд (топливный насос высокого давления). Первая называется плунжер и представлена в виде толстого пальца с углублениями. Вторая – это втулка плунжера и она имеет вид гильзы с толстыми стенками, в которую вставляется первая деталь.
Сам плунжер или поршень выполняет функцию вытеснителя топлива из полости втулки. Данный элемент используется, чтобы создать высокое давление в магистрали системы подачи топлива.
Стоит отметить, где купить плунжерную пару и что данный механизм используется не исключительно в насосах дизельных двигателей. Например, подобный элемент используется в газораспределительном механизме в качестве гидрокомпенсаторов. Однако принцип работы устройств идентичен – возвратно-поступательные действия перемещают поршень во втулке, а через совпадение разрезов и отверстий в этих двух деталях в полость поступает жидкость и нагнетается в основную магистраль.
ПРИНЦИП РАБОТЫ И РАЗНОВИДНОСТИ
Классическая плунжерная пара работает по следующей схеме:
- Подпружиненный поршень находится в нижней части гильзы;
- На поршень нажимает кулачок, расположенный на валу;
- При механическом воздействии поршень перемещается во втулке вверх;
- В пространстве над поршнем создается давление топлива, которое поступает во втулку по специальной прорези в ее стенке;
- Давление топлива приводит в движение клапан, благодаря чему вещество перемещается из гильзы в резервуар (это может быть топливная рампа или отдельная камера в топливном насосе);
- Из резервуара топливо поступает в форсунки;
- Вал в насосе проворачивается, кулачок перестает давить на поршень, что перемещает его в нижнюю позицию за счет пружины.
Такая простая конструкция плунжера объясняет, почему топливные насосы высокого давления, работающие по данному принципу, отличаются высокой производительностью и долговечностью.
Сегодня в автомобилях используется две модификации плунжерных пар (хотя конструкция топливных насосов имеет большее разнообразие). Они отличаются друг от друга наличием кольцеобразной выемкой в поршне.
В таких плунжерах она играет роль перепускного клапана, который собирает утечку топлива и возвращает его обратно в топливную магистраль. Плунжеры с отсечкой топлива стоят дороже за счет сложности конструкции. Зато эта стоимость компенсируется более эффективной работой мотора.