Биллинг как процесс имеет несколько определений, начиная от понятий в бухгалтерии, электросвязи и энергетики, и заканчивая сферой рекламы и орнитологии. Как в повседневной жизни используются технологии платёжного билинга в личном кабинете и что это такое – ответы на эти и другие вопросы, связанные с биллинговыми процессами, вы найдете в этой статье. В общем случае термин связывают с дистанционными взаиморасчётами.
Биллинг — это автоматизированный комплект контроля предоставленных услуг, их тарификация и выставления счетов для оплаты.
Системы биллинга построены по модульному принципу, что позволяет использовать единый подход обслуживания клиентов в разных сферах. С другой стороны, модульность позволяет учитывать каждую конкретную потребность и клиента, и бизнеса.
И еще одна важная особенность биллинговых платежей: физические лица вправе не открывать в банке счета для операций, проводимых с помощью таких технологий.
Биллинг гарантирует безопасность, открытость и прозрачность учета начислений и поступлений платежей, что позволяет гражданам, организациям и фискальным органам свободно и в полном объеме их контролировать.
Наиболее популярными биллинговые процессы стали в телекоммуникациях, жилищно-коммунальной, бюджетной и банковской сферах.
Биллинг в ЖКХ и бюджетной сфере
Технологии платёжного биллинга активно используют, оплачивая штрафы, пошлины, налоги и коммунальные счета.
Если не вдаваться в сложные технические вопросы биллинга, для обычных граждан он выглядит как 6 простых шагов.
6 шагов платёжного биллинга:
- формирование получателем платежа счета, квитанции;
- доставка платежного документа клиенту;
- визит клиента в банк, к банкомату или терминалу;
- поиск в меню услуги (организации – получателя платежа);
- оплата карточкой или наличными;
- получение квитанции об оплате.
Выгоды использования такой технологии очевидны:
- клиенту нет необходимости вносить многочисленные значения реквизитов в квитанции. Платёжные документы и при работе с терминалами, и при обращении к специалисту банка, формируется в электронном виде автоматически. Это обеспечивается использованием специальных «платёжных» справочников и исключает ошибки ручного ввода;
- оплата счета или квитанции осуществляется наличным или безналичным способом (банковские карты) как через терминал самообслуживания, так и с помощью банковского специалиста;
- высокая скорость зачисления платежей;
- контроль прохождения платежей в online-режиме;
- хранение платёжных документов в электронном виде с созданием копий на резервных серверах, что обеспечивает низкую вероятность их утраты и позволяет подтвердить платеж даже через продолжительный промежуток времени.
Биллинг в телекоммуникациях
Наиболее распространенным видом платёжного биллинга с которым сталкивается практически любой современный человек являются расчёты за услуги мобильной связи.
Благодаря программным средствам мобильные операторы тарифицируют услуги и выставляют абонентам счета в автоматизированном режиме.
Биллинговые системы в режиме 24х7х365 позволяют сотовым операторам:
- начислять абонентскую плату и зачислять её на счет абонента;
- формировать финансовые отчеты для абонентов;
- изменять параметры тарифных планов в зависимости не только от потребностей абонента, но и дня недели или месяца, времени суток или любого другого периода;
- принимать платежи от абонентов, как наличными средствами, так и безналичным путем;
- задействовать сторонние платежные ресурсы для взаиморасчетов с клиентами;
- предоставлять абонентам дополнительные платные услуги, в том числе от партнеров.
Биллинг в сотовой и фиксированной связи используют для маркетинговых исследований и для помощи абонентам.
Знакомые всем фразы: «если вас интересует баланс, нажмите два», «после разговора со специалистом оцените качество обслуживания», или «если вам необходима помощь оператора, нажмите ноль, или оставайтесь на линии», также имеют отношение к биллинговым технологиям.
Рынок таких услуг при невысоких затратах достаточно рентабельный. И за право быть в этом сегменте первым мобильные операторы начали конкурировать с платежными системами.
Мобильный телефон с функцией бесконтактной оплаты набирает всё большую популярность среди пользователей мобильной связи.
Банки и биллинг
Очевидно, что подобные технологии не могут быть внедрены без участия банков. Любой платёжный биллинг это, прежде всего, взаиморасчет между клиентом и организацией.
Не удивительно, что банковская система активно использует биллинговые технологии.
Биллинговые системы через web-интерфейс предоставляют клиенту контролировать счёт, проводить internet-платежи, формировать отчеты, менять тарифные планы и услуги.
Ко всему прочему, в личном кабинете клиент в режиме реального времени может проверить правильность начисления за услуги, распечатать квитанцию, связаться с обслуживающей организацией как для получения консультаций через режим обратной связи, так и для передачи каких-либо показаний, например, количество израсходованных киловатт электроэнергии или кубометров воды.
SMS- или электронные почтовые рассылки в автоматическом режиме оповещают клиентов о состоянии баланса, об изменениях в тарифах или правилах предоставления услуг, напоминают о приближении срока оплаты.
Системы платёжного биллинга позволяет осуществлять любые платежи через терминалы моментальной оплаты и банкоматы, системы электронных платежей и internet-банкинга.
Биллинговые процессы хорошо зарекомендовали себя и с точки зрения удобства платежей, и с точки зрения безопасности и надежности.
Вывод: Мы рассмотрели несколько вариантов использования платёжного биллинга в повседневной жизни.
А вы пользуетесь internet-платежами? Известны ли вам случаи задержки или потери платежей при оплате коммунальных услуг или сотовой связи? Что вы или ваши знакомые предпринимали в таких ситуациях? Давайте обсудим это в комментариях ниже.
Теперь вы знаете о том, что такое платёжный биллинг.