Образовательная программа — это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой — документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.
Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».
В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:
«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Получается, что образовательные программы описывают, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.
Есть ещё определение образовательной программы из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Там образовательная программа описана как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.
Виды образовательных программ
Для каждого уровня образования — от детского сада до профессиональной переподготовки — существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Основные образовательные программы
В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы — те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Во-вторых, к этой группе относятся и основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:
- образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена;
- образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки.
И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.
Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах — ФГОС. О них мы расскажем ниже. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые. Подробнее об этом тоже расскажем далее.
Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.
Дополнительные образовательные программы
В этой категории находятся дополнительные общеобразовательные программы, их может быть два вида:
- Дополнительные общеразвивающие программы — они доступны детям и взрослым и бывают технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие, социально-педагогические.
- Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.
Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы. Они тоже делятся на две разновидности:
- программы повышения квалификации — для тех, кто совершенствуется в рамках своей профессии;
- программы профессиональной переподготовки — для желающих получить новую профессию.
В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна. Однако для разработки дополнительных профессиональных программ закон всё же предусматривает некоторые правила.