Музыка окружает нас в каждый момент времени. Даже если рядом не играют музыканты, выключено радио, телевизор и не звучит любимый плейлист. Не верите? Сейчас расскажем, в чем тут суть.
Определение
Объяснить, что это такое, в двух предложениях сложно. Это задачка из философии. Давайте попробуем объединить некоторые определения, которые дают нам словари.
Музыка – это:
- один из видов искусства, который передает авторское настроение, ценности, мысли и чувства с помощью звуков;
- метод высказывания, трансляции образов в слышимой форме;
- язык души, универсальный способ воздействовать на настроение, мышление и разум с помощью слухового восприятия;
«Она воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, придает жизнь и веселье всему существующему» (Платон).
Музыка имеет особые характерные приметы. В ее основе совокупность определенных звуков и использование средств музыкальной выразительности и все о музыке (ритм, гармония, темп, динамика, тон, тембр и др.). Мелодию можно услышать не только от музыкантов. Она может звучать в пении птиц. Если захочется, ее можно обнаружить в журчании весенних ручьев, шуме ветра, дождя, барабанящего по крыше, и других звуках природы. Даже в мерном перестукивании колес поездов и шуме автотрассы большого города. Ее можно слышать даже заткнув уши – ведь любимый мотив может звучать прямо у вас в голове.
Встречаются музыкальные творения, состоящие из абсолютной тишины. Например, одна из пьес Джона Кейджа. Как думаете, это гениальная фишка или просто вариант сэкономить время на написании очередного опуса?
Как появилась музыка
Первой музыкой в истории человека считается песня. Чтобы петь (для себя, а не на сцене) не нужны особые навыки и музыкальные инструменты. С песней быстрее пролетало время на тяжелой работе в поле, она украшала быт и досуг, смягчала печали, убаюкивала детей. Тысячелетия назад и сегодня.
Когда именно древние люди попробовали выражать свои мысли в форме пения вместо речи – неизвестно. Исследования костей черепа неандертальцев показали, что они вполне были способны к этому виду искусства. Но что их сподвигло попробовать и когда – большой вопрос. Есть теория Марка и Энгельса, по которой музыкальные звуки появились от необходимости взаимодействия, координации деятельности группы людей. Ну то есть, перетаскивая тушу убитого мамонта, первобытные охотники мелодично улюлюкали, чтобы одновременно и эффективно прилагать усилия.
С другой стороны, наших предков могли вдохновить птицы. Мелодии птах подали человеку идею, что подобные звуки можно попробовать повторить, а потом по аналогии придумать что-то свое.
Потом к голосовому пению добавились ритмы. Связать слова и игру на инструментах оказалось логичным. Для создания элементарного ритма не обязательны какие-то сложные приспособления. Мелодию можно насвистеть, сыграть с помощью щелчков пальцев, хлопков в ладоши, притопов ногами (а это уже почти танец). Если постучать палкой по гулкому предмету, возникает еще более громкий и весомый звук. Так, постепенно люди придумали первые ударные инструменты: бубен, барабаны из природных материалов.
Примерно в то же время появилась первая дудочка – духовой инструмент, который потом стал называться флейтой. Чуть позже придумали струны. По одной из версий, лук изначально был не оружием, а первым струнным инструментом. Затем появились чуть более привычные для нас арфа и гусли.
Многообразие инструментов росло в разных частях планеты. Постепенно люди втягивались в мир чувственного музыкального искусства. С каждым веком творения музыкантов становились разнообразнее, а сами исполнители искуснее.
Стадии развития музыки
Музыкальная культура развивалась постепенно.
Трудно разделить ее на четкие периоды в хронологическом порядке, но определенные исторические этапы все-таки выделяют:
- Фольклорная стадия.
На раннем этапе искусство было тесно связано с окружающей действительностью, бытом людей. Эти темы и отражались в творчестве. Мелодии сопровождали различные праздники, обряды, ежедневный труд, ключевые события в жизни. Слова и мотивы песен передавались из уст в уста, заучивались наизусть и иногда дополнялись самими исполнителями. Совсем не обязательно было иметь особые способности или обладать талантом. Певцом мог стать каждый человек. Никаких текстов, системы и, тем более, нотных листов еще не существовало. Четкой организации тоже. Большую роль играла импровизация. Проще говоря, новые песни порой придумывали на ходу, в процессе пения. - Устно-профессиональная стадия.
Здесь уже исполнители стали отделяться от слушателей, а слова большинства песен фиксировались на бумаге. Появились специальные тексты, написанные для вокального воспроизведения – музыкальная поэзия. Музыка изменяется, усложняется, становится более техничной. В это время составлялись каноны, основы и модели создания новых произведений. - На третьей стадии ролей стало еще больше.
Появляется композитор – человек, который создает мелодию, и исполнитель, который ее воспроизводит на практике. И конечно, остаются благодарные слушатели. Оформляется система нотописи, а затем и запись звука. Музыкальное искусство достигает новых высот, приобретает разные формы и проявления.