Любой человек, интересующийся вездеходной техникой, хотя бы раз, но слышал про вездеходы каракаты.
Если говорить упрощённо, вездеход каракат — это лёгкий самодельный транспорт с наиболее простой технической базой, обычно на шинах низкого давления. Хотя, конечно можно самому собрать вездеход и на гусеничной тяге.
На этом моменте обычно начинаются горячие споры. Одни утверждают, что настоящий вездеход-каракат исключительно на колесах. А то, что на гусеницах уже к каракатам отнести нельзя. Другие возражают, что пусть он будет хоть на воздушной подушке, это все равно каракат.
Словом, не будем придираться к названиям. Цель данной статьи — познакомить вас с особенностями этого вида вездеходов, а также с тем, как собрать каракат самому.
Но прежде чем приступить к практической части – начнем, скажем так, с теоретической. Чисто для общего развития разберем, что это вообще за слово такое каракат, каракатиться и что им еще обозначают помимо вездеходного транспорта.
Каракат, каракатиться это…
Не секрет, что одни и те же слова зачастую встречаются в разных языках и обозначают абсолютно разные явления и вещи. Каракат прекрасный тому пример.
В биологии иногда путают каратиться и каракатица — отряд моллюсков из класса головоногих. Про человека, который никогда, никуда не поторопится говорят «тащится, как каракатица» или «тащится, как каракатиться». В последнем варианте именно «ься», вместо «ица».
Не стоит думать, что прозвище «каракатный человек» подразумевает лишь медлительного субъекта. Если обратимся к истории, то узнаем, что каракаты (они же церакаты) — одно из древнейших германских племен, отличавшееся воинственностью.
То есть, будь у вас машина времени и переместись вы на две тысячи лет назад на территорию нынешней западной Европы — каракат означал бы не неповоротливого субъекта, а тем более вездеход, которых тогда просто не было, а очень подвижного, быстрого, вооруженного до зубов бойца, наводящего страх на соседей. Соответственно, каракатиться ассоциировалось с маневренностью, силой, напором.
Со временем каракаты ассимилировались с другими германскими племенами. А слово осталось, утратив свое первоначальное значение. Пройдя определенную эволюцию в русском языке карактиться приобрело прямо противоположный смысл.
Но не везде.
Из казахстанского языка каракат — это ягода. Иногда, подразумевается кустарник со съедобными кисловато-сладкими ягодами. Также в Казахстане имеется населенный пункт Каракат.
Слово, как видно, многозначительное. Однако перейдем непосредственно к вездеходной технике.
Как появились вездеходы каракаты
Погуглив и пояндексив мы узнаем, что неким Козловым Александром Борисовичем в 1980 году было собрано любопытное транспортное средство.
Детище Козлова включало в себя двигатель, усиленную раму «Минск», ось с двумя камерами диаметром один метр и лыжу, которую пытались заменить на колесо. Но из-за низкой мощности двигателя и дефицита идея была отложена.
В 1989 г. Груздев Юрий Александровиче на основе мотоцикла «Восход-2» заменил колеса на камеры (в несколько слоёв) от телеги, а также снизил передаточное отношение. Вышел мотоцикл повышенной проходимости.
Он имел смешной вид и малую скорость. Козлов назвал его «каракатицей». Так название за ним и закрепилось.
А в 1997 г. братья Груздевы и их компаньон Вахрушев Алексей Васильевич за один месяц соорудили трехколесный вездеход с двигателем и усиленной рамой от «Восхода-3», тремя самодельными дисками и облегченными покрышками от РОУ-6 (разбрасывателя органических удобрений), плюс задней осью.
Вес мотовездехода составлял всего 180 кг, а идентичные транспортные средства на базе «ИЖ Планета» — 320 кг и более. Максимальная скорость составляла 35км/ч.
Поскольку новинка получилась усовершенствованной разновидностью Каракатицы — ее назвали Каракат. Название быстро разошлось по стране и теперь его используют даже сотрудники ГИБДД в своих рапортах.
Такая вот история.
Виды вездеходов-каракатов
Наиболее распространенные каракаты – трёх и четырехколесные. Последние часто изготавливаются на базе автомобиля «Нива».
Это наиболее простой способ, требующий использования узлов от других автомобилей и диски с металлом для обшивки.
Четырехколесными обычно бывают и переломки. Название «Переломка» —отражение функциональных возможностей. Оснащенность оснований в форме стальных рам, креплённых шарниром, придает каракату-переломке дополнительную маневренность.
Трехколесные каракаты, как и самые первые модели, собираются на базе мотоциклов. Однако у трициклов присутствует существенный недостаток — тяжёлое управление, которое особенно ощущается на поворотах и при движении по засушливой местности.
У этой проблемы есть решение — дифференциал. Но и он не панацея. Поскольку при передвижении по лужам одно колесо проворачивается, а другое — стоит. Для усиления проходимости монтируется блокиратор, но это прилично увеличивается вес караката.
Бывают и шестиколесные каракаты, но таковые встречаются гораздо реже. В силу того, что их сложнее сделать.
Достоинства и недостатки вездеходов-каракатов
Главное достоинство каракатов, конечно, дешевизна. Если цены на нормальные, качественные, заводские вездеходы начинаются почти с миллиона, то каракаты в разы дешевле. С одной стороны — выгодно.
С другой — не очень.
Даже когда человек или группа людей собирают вездеходы на совесть, вкладывая в свои детища всю душу, самодельным каракатам по качеству все равно далеко до заводских покорителей бездорожья. Самоделка есть самоделка. А ведь ломается порой даже фабричный транспорт. Что же говорить о сооружённом энтузиастами в гараже?
Если вышел из строя заводской вездеход — неурядица эта, безусловно, серьезная. Но решаемая путем обращения в сервисный отдел производителя или дилера. А как быть в случае поломки караката?
Да, если вы купили самоделку у своего хорошего друга или просто знакомого — он может взяться ее починить. А если у незнакомца? Куда тогда обращаться и где купить каракат хороший?
То есть, покупка караката — из цикла «скупой платит дважды». Деньги легко могут оказаться просто выброшенными на ветер.