Если говорить в глобальном смысле, то езда по бездорожью в режиме приключений появилась практически одновременно с созданием мотоциклов как вида техники. Первый Daimler Reitwagen был запатентован в 1885 году, в 1894 начали выпуск Hildebrand & Wolfmüller, а вместе с ними двухколёсные «автомобили для верховой езды» начали производить по всему миру. Лидерами отрасли практически сразу стали французские и английские инженеры, которые сделали новый вид техники надёжным и достаточно бюджетным для массового потребителя. Тут-то всё и началось.
Первые внедорожные соревнования в истории:
Массовые активности на оффроуде не заставили себя долго ждать: в начале прошлого века были организованы заезды под названием «Scrambles». Владельцы мотоциклов фактически сделали кальку со любительских автомобильных гонок, где нужно было преодолеть трассу на скорость. Так как трек (если его так можно назвать) готовился силами участников, это чаще всего было расчищенная сельская дорога или участок на поле, где покрышками обозначалось направление. Маршрут нередко размывало дождями, поэтому преодоление трассы требовало от райдеров не только навыков вождения, но и выносливости — как раз тот самый элемент l’endurance, который и лежит в основе направления эндуро мотоцикл.
Затем, в 1913 году, в городе Карлайл (Англия) состоялась масштабная гонка на выносливость под названием International Six Day Trial. В заездах приняли участие самые разные виды транспорта: и автомобили, и веломобили, и мотоциклы (в том числе с колясками). Организацией занимались на самом высоком уровне, а регламенты для соревнований были прописаны экспертами FICM (Международной ассоциации мотоциклистов, которая была основана в декабре 1904 года). В общем, работа по подготовке была проделана колоссальная, мероприятие произвело фурор, а по результатам заездов было принято решение сделать их ежегодными. Собственно, с тех пор (за исключением периодов Первой и Второй мировых войн) оно является регулярным — и с 1981 известно под названием International Six Days Enduro.
Военное время, перерыв в гонках и внезапный рост популярности эндуро-мотоциклов.
А потом грянула Первая Мировая Война, и мотоциклы стали главным средством для оперативной доставки новостей из точки А в точку Б. Очевидно, что скоростных хайвеев и ровного асфальта театры войны не предлагали: гонцам приходилось кататься по весьма сложному рельефу. И вот, когда был подписан Версальский договор, а все вернулись к мирной жизни, люди стали массово пересаживаться на мотоциклы. Причин для этого было несколько:
— Мотоциклы были простые и легко чинились;
— Мотоциклы потребляли меньше топлива, чем автомобили.
Но самое главное заключалось в том, что на мотоциклах было проще передвигаться вне обустроенных дорог — и это по достоинству оценили те, кто жил в сельской местности. Езда по бездорожью, изначально вызванная банальной необходимостью, на деле оказалась весьма увлекательным занятием, поэтому люди начали активно кататься не только по бытовым делам, но и в своё удовольствие.
Занимательный факт: одним из первых эндуристов в истории России по факту является Николай II. В его биографии неоднократно отмечено, что в числе любимых развлечений царя были разудалые мотопрохваты по местным лесам и полям, которым он посвящал изрядную долю своего досуга.
Практически полностью ситуация повторилась во время Второй Мировой Войны — с тем отличием, что к тому времени многие компании начали целенаправленно выпускать армейские мотоциклы, в том числе и с заделом под бездорожье. Люди, которые в военное время распробовали преимущества мотоциклов, начали собираться в компании по интересам и организовывать совместный досуг. Именно тогда появились первые предпосылки к появлению байкерского движения (но об этом в другой раз), а также вновь начали проводиться заезды на мотоциклах по пересечённой местности.