Под актёрскими тренингами многие понимают платные курсы по актерскому мастерству в Вологде для всех желающих, которые якобы помогут овладеть актёрским мастерством без специального образования, за месяц-другой интенсивных упражнений. Оставим это на совести организаторов (в конце концов, они никого ни к чему не принуждают), и поговорим о настоящем, профессиональном актёрском тренинге, которым занимаются все, кто по вечерам выходит на театральную сцену.
Источник фото: сток Unsplash
Само слово training (от англ. «воспитание») подразумевает не какой-то единовременный комплекс занятий, обучающий конкретному навыку, а постоянную, повседневную отработку техники актёра, поддержание его творческой формы и развитие профессиональных умений в определённой театральной системе. Это необходимая составная часть театральной школы и работы в труппе, поэтому программы тренингов разрабатываются педагогами методологически. Проще говоря, нельзя вот так взять — и начать вести актёрский тренинг, преподавателю требуется научно обоснованный, эффективный, опробованный на практике комплекс занятий, который впоследствии станет для актёра ежедневной «зарядкой».
Актёрский тренинг — явление, свойственное режиссёрскому театру, хотя исторические аналоги можно встретить и ранее, в театрах разных эпох (традиционные восточные Но и Кабуки, дель арте, классицизм). Везде, где требовалась особая отточенность формы, выразительность тела — исполнителю необходимо было заниматься специальной физической и психологической подготовкой.
Любой тренинг подразделяется на два вида:
- Общий (технический, базовый), который заключается в отработке физической формы в движении, тренировках, танце, вокале, упражнениях по сценической речи;
- Индивидуальный, то есть тот, где раскрываются возможности актёра в зависимости от требований разных театральных систем (от этюдного метода в психологическом театре до медитации).
Рассмотрим актёрский тренинг с точки зрения важнейших театральных систем, сложившихся в режиссуре 20 века.
Биомеханический тренинг
В 1920-е годы в России, на основе студийных опытов, накопленных за предшествующее десятилетие, в Мастерских при театре В. Э. Мейерхольда начали преподавать биомеханику (точнее, биомеханический тренаж). Вопреки распространённому мнению, этот метод вовсе не сводился к чисто физическим тренировкам. Мейерхольд всегда был противником ТОЛЬКО телесного развития актёра, он был убеждён, что в театре физические задания преодолеваются сценическими игровыми приёмами. Смысл биомеханического тренинга в том, что актёр учился бессознательно исполнять партитуру игры, детально расписанную по минутам, где каждый фрагмент действия (а значит, и роли) связан с остальными, как звено единой цепочки. Все элементы и уровни действия связаны рефлекторно, и каждый отдельный элемент должен «провоцировать»остальные.