И у бензиновых, и дизельных двигателей есть свои фанаты и яростные противники.
Эти два вида топлива уже давно конкурируют между собой.
Чтобы понять недостатки и достоинства каждого из них, нужно разобраться — что у бензина и дизеля общего, а чем они различаются?
Близнецы-братья
И бензин, и дизель — жидкие углеводы. Оба вида топлива получают из нефти-сырца. Технология тоже одинаковая — фракционная перегонка .
Она основана на разнице в температурах кипения соединений, входящих в состав нефти-сырца.
Черное золото заливают в высокие емкости дизельное топливо купить оптом в форме колонн и начинают нагревать. Технология построена так, что фракции испаряются, но не воспламеняются. Сначала в виде паров на дистилляцию уходят легкие фракции, а при более высокой температуре — тяжелые. От 40 до 200 градусов уходят пары бензина.
А вот дизелю уже понадобиться 200 — 350 градусов.
Оставшийся после всего жидкий остаток — мазут сливают.
Бензин испаряется раньше потому, что его углеродная цепочка короче — от 5 до 12 атомов. Он легче и менее плотный.
У дизельного топлива цепочка свыше 12 атомов. Поэтому он и становится тяжелой керосиново-газойлевой фракцией.
Солнечное масло
Нижняя дизельная фракция получалась в первых перегонках красивого желтого цвета и по виду напоминала растительное масло.
Поэтому немцы прозвали его Solaröl , что в переводе означает «солнечное масло». В русском языке это трансформировалось в соляру или солярку. Официальное имя топливо получило в честь изобретателя дизельного двигателя.
Из-за особенности углеродной цепочки дизельное топливо загорается в двигателе не от искры, а под воздействием давления. В камере сжимают воздух, из-за этого он разогревается до 900 градусов и в него впрыскиваются капли солярки.
Температура возгорания у дизеля ниже — всего 210 градусов. В горячем сжатом воздухе он вспыхивает.
Плюсы и минусы дизеля
Благодаря свойствам своей длинной цепочки углеродов, дизельное топливо имеет массу преимуществ:
- оно выделяет гораздо больше энергии, а поэтому в пересчете на километр его требуется существенно – на 20 — 40% меньше по сравнению с бензином;
- в дизельном двигателе нет искры зажигания, соответственно конструкция двигателя более безопасная;
- по той же причине дизельные моторы от хорошего производителя самые долговечные – до 1 млн км без капремонта;
- дизель имеет ровную тягу на любых оборотах;
- при распаде в процессе сгорания современный дизель выделяет гораздо меньше вредных веществ, поэтому топливо экологично и соответствует стандартам ЕС;
- ДТ дешевле на 10-15% по сравнению с АИ98, так как дизелю нужно меньше дополнительной очистки для достижения требуемых параметров.
Дизель особенно любят европейцы: во Франции на них ездит каждый третий, а в Австрии – каждый второй автомобилист.
За счет своей безопасности дизель используют не только в автомобилях, но и в котельных, системах отопления, на железной дороге и др.
Но есть и минусы:
- долго греется;
- более чувствителен к холодному запуску;
- дорог в техобслуживании;
- имеет большую массу, что сказывается на весе машины в целом;
- ДТ есть зимнее и летнее, что так же усложняет эксплуатацию.