Система CAFM помогает в использовании активов недвижимости организации, снижая расходы и получая прибыль в течение каждой фазы жизненного цикла здания. Использование системы направлено на поддержку стратегического и оперативного управления объектами: все виды деятельности, связанные с административными, техническими и инфраструктурными задачами, когда объект или здание находятся в эксплуатации.
CAFM как тип решений сложился в еще 90-е годы. Поставляют их на рынок несколько десятков производителей по всему миру. Крупнейшие компании используют эти системы для управления недвижимостью, как коммерческой, жилой, так и операционной. В последние годы в США происходит эволюция CAFM в новый класс IWMS (Integrated Workplace Management), связанная с глобализацией задач информационных систем для крупных корпоративных клиентов.
Однако для российского рынка управление недвижимостью применение CAFM все еще не является типовым. Отечественный бизнес зачастую ограничивается утилитарным использованием средств офисного ПО (например, MS Excel) и бухгалтерским ПО на базе систем 1С.
Тем не менее сегодня складываются все необходимые предпосылки для появления практики использования профессиональных систем для обеспечения основных бизнес-процессов управления недвижимостью и в России. Экономический кризис с его повышенными требованиями к контролю расходов, оптимальному использованию инфраструктуры и ресурсов, также может стать толчком для начала применения CAFM.
Как в любой другой отрасли, информационные системы и автоматизации коммерческая недвижимость наиболее эффективно используются там, где имеются значительные денежные потоки, обрабатываются большие объемы информации и есть потребность в оформлении либо поддержке бизнес-процессов.
Все эти признаки четко прослеживаются и в области управления недвижимостью. Достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, 30% всех финансовых потоков в мире непосредственно связаны с именно с этим сектором рунка.
На рынке управления недвижимостью можно выделить следующих потенциальных заказчиков CAFM-систем. Во-первых, крупные предприятия, в том числе государственные их подразделения управления корпоративной (операционной) собственностью (CRES/CREM). Например, банки, страховые компании, промышленность, энергетика. Затем – владельцы, девелоперы, инвестиционные компании в области коммерческой недвижимости. Также нуждаются во внедрении такого рода систем сервисные, управляющие, FM-компании. Крупные компании с выделенными центральными подразделениями, регламентами, со стратегией на долгосрочное развитие, ориентацией на крупных клиентов. И наконец, предприятия в области ЖКХ.
Фэсилити Менеджмент (Facility Management) — это вид сервисного бизнеса, при котором компания исполнитель берет на себя все непрофильные виды деятельности клиента, не относящиеся к его основному виду деятельности. Клиент таким образом имеет возможность концентрироваться на основном бизнесе.
Системы CAFM получили наибольшее распространение в сфере управления недвижимостью. Недвижимость, как наиболее существенная часть основных фондов предприятий и организаций, а также, как объект бизнеса, например при девелопменте и аренде, является основным объектом для услуг типа Фэсилити Менеджмент и соответственно систем CAFM.
Основные функции системы CAFM:
- Техническое обслуживание инженерных систем
- Управление ресурсами и материально-техническое обеспечение
- Управление площадями, помещениями, инфраструктурой
- Управление арендой недвижимости
- Управление документами
- Управление договорами
- Строительный, технический, пожарнотехнический надзор
- Help-Desk, веб-портал, служба приёма
- Управление проектами
- Инвентаризация фондов, инфраструктуры