Звуки окружают нас на протяжении всей жизни и способны вызывать огромный спектр эмоций, чувств, переживаний. В любом фильме звуки играют важную роль, создавая или поддерживая атмосферу, погружая зрителя в происходящее на экране. И это лишь один пример применения и воздействия звука, за созданием которого стоят звукорежиссеры, саунд-продюсеры, звукооператоры и саунд-дизайнеры.
Среди четырех упомянутых профессий наиболее востребованной и обширной является профессия звукорежиссера, которая может включать в себя работу из других областей. Научиться такой узкоспециализированной работе — задача не из легких, именно поэтому редакция сайта Profi Way подготовила руководство для тех, кто хочет стать звукорежиссером.
Для написания материала мы использовали различные источники и провели глубокую аналитику, а также привлекли людей, имеющих богатый опыт в звукорежиссуре. Последовательность заголовков сделана по классическому пути входа в профессию: анализ профессии, обучение, первый опыт и получение работы.
Существуют и другие пути, более нестандартные. Например, некоторые переходят в профессию из сферы видеомонтажа, оставаясь в той же студии. А значит, о поиске работы и первом опыте беспокоиться не нужно.
Цель нашей статьи: доступно и подробно объяснить, как стать звукорежиссером. Но самая важная задача ложится на плечи читателей, ведь после изучения материала надо как можно скорее начать учиться и развиваться. Первое время будет нелегко, но с каждым новым знанием и приобретенным навыком процесс обучения и становления профессионалом будет понятнее и проще.
Самое главное и первоочередное — это понять, что такое Звукорежиссура. Наверняка вы уже знаете о профессии, раз заинтересовались ей, поэтому мы не будем углубляться.
Помимо понимания сути профессии (она заключается в работе над звуком), следует знать сферы применения знаний и навыков звукорежиссера. Раньше звукорежиссеры чаще всего работали на телевидении, радио, в кино и театре. Сейчас эти рабочие места сохранились и к ним добавились караоке, ночные клубы, студии звукорежиссуры и работа на себя.
Последние два направления особенно развились благодаря доступности компьютеров и технологий. Ведь лет 30 назад для записи и сведения трека требовалось аналоговое оборудование, которое могло стоить как сотни тысяч, так и миллионы рублей. Сейчас для записи и сведения песни достаточно иметь компьютер средней мощности, звуковую карту и микрофон.
Бюджета в 30 000 рублей новичку уже будет достаточно (при наличии компьютера), а со временем можно покупать оборудование лучше, повышая качество звука. Если же речь идет о работе где-либо (кино, театр, ночной клуб и т. д.), то тратиться на инструменты и технику вообще не придется.
Первые шаги в профессии
Ответ на вопрос «как стать звукорежиссером с нуля?» всегда один: начать учиться. Но перед обучением многие упускают немаловажные этапы, которые заключаются в проработке желания, понимания профессии и ее общего анализа.
Интерес и желание
Установка «начну, а там посмотрим» крайне неэффективна (в большинстве случаев), потому что так можно позволить себе бросить обучение в любой момент. Мы рекомендуем убедиться в том, что у вас есть истинное желание стать специалистом, чтобы это вылилось в мотивацию и привело к установке «есть цель, стараюсь ее достичь».
Надо выбирать профессию осознанно, а не спонтанно, ведь это не только способ заработка, а потенциальное дело всей жизни. К счастью, для вдохновения существует много примеров успешных и знаменитых звукорежиссеров, которые стоят за мировыми хитами музыкальной и киноиндустрии. В кино даже есть соответствующие премии, например номинации «Оскара» «Лучший монтаж звука» и «Лучшее сведение звука».
Если же на этом этапе вы поняли, что не так уж и хотите стать звукорежиссером, лучше оставить эту затею, по крайней мере временно. Возможно, ваше призвание в другом либо со временем вы проработаете интерес и мотивацию к звукорежиссуре и вернетесь к обучению. Советуем задуматься об этом!
Понимание сути профессии
Профессию надо понимать не только в общих чертах (например, осознавая, что звукорежиссер сводит звуковой материал), нужно также видеть и детали.
В первую очередь стоит хотя бы примерно представить, как проходит ежедневная работа. Сейчас, вне зависимости от направления, большую часть работы звукорежиссер проводит у компьютера, а если студия с аналоговым оборудованием (чаще всего это микшер), то взаимодействие с ним прибавляется к компьютеру.
На компьютере специалист работает в программном секвенсоре. Это программа, которая позволяет записывать звук и работать над ним. Также она называется DAW (Digital Audio Workstation — цифровая звуковая рабочая станция).
Во-вторых, ежедневная рутина включает в себя не только работу над звуком, но и взаимодействие с людьми. Если речь идет о большом производстве, например о кино, то звукорежиссер работает с монтажерами, звукооператорами, продюсерами, режиссерами и другими. А если говорить о стандартном направлении (запись и сведение треков), то работать надо и над вокалистом (музыкантами). Когда вокалист зажат или испытывает дискомфорт, это точно отразится на записи и в итоге работа получается не такой качественной, какой могла бы быть.