Барабан ленточного конвейера – одно из основных составных частей ленточного конвейера, особое натяжное устройство, которое выполняет непрерывное перемещение ленты в заданном направлении. Изготавливаются барабаны либо из листовой стали с помощью сварки, либо отливаются из чугуна. Изготавливают как цилиндрические, так и бочкообразные барабаны, как с насечками, так и с гладкой поверхностью.
Различают следующие основные виды барабанов ленточного конвейера: барабан приводной, барабан натяжной и барабан промежуточный.
Барабан приводной служит для приведения в движение ленты, передавая на неё усилие от электродвигателя или мотора-редуктора. Данный барабан является одной из основных составляющих частей привода ленточного конвейера. Изготавливают приводные барабаны в двух исполнениях – обычном (гладком) и футерованном (прорезиненном). Прорезиненный барабан обеспечивает лучшее сцепление с лентой, в результате чего лента проскальзывает и сходит с барабана значительно реже, и, как следствие, работа конвейера улучшается, а его технико-экономические показатели увеличиваются. Футеровка наносится с помощью специальных клеев либо методом наматывания резины на барабан ленточного конвейера с последующим закреплением болтами. Относительно новым способом футеровки является холодная вулканизация специальным резиновым покрытием.
Барабан натяжной служит для натяжения конвейерной ленты с целью улучшения сцепления приводного барабана с лентой во избежание проскальзывания. Натяжные барабаны устанавливаются в местах изгиба ленты и в специальных натяжных станциях.
Барабан промежуточный (отклоняющий) используется для предотвращения провисания ленты. Размещаются они между приводным и натяжным барабанами ленточного конвейера.
В некоторых случаях, для увеличения прижатия ленты к приводному барабану, устанавливаются дополнительные, прижимные барабаны, в которых используют вакуум, магниты или другие приспособления аналогичного действия.
Однако существует вид ленточного конвейера, в котором барабаны не применяются. Это – скребковый конвейер. Принцип его работы заключается в том, что жёлоб (рештак), на который высыпан груз, является неподвижно закреплённым; насыпные грузы проталкиваются по нему скребками, которые прикреплены к тяговым цепям, с помощью которых и перемещаются.