С 1 июля 2016 года на предприятиях, где к квалификации работников по законодательству установлены определенные требования, появилась необходимость применять профессиональные стандарты. Согласно некоторым профстандартам специалисты для продолжения своей профессиональной деятельности должны пройти повышение квалификации и, более того, есть требования к минимальному количеству часов обучения.
В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач.
Во многом по этим причинам эйчары все чаще задаются вопросом о том, как правильно выбрать курсы повышения квалификации так, чтобы это не стало пустой тратой финансов организации ради галочки.
Кому необходимы курсы повышения квалификации?
Для кого с 1 июля 2016 года профстандарты обязательны?
Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:
1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.
В случае несоответствия уровня образования или наличия курсов повышения квалификации по 275-ФЗ предприятие должно организовать обучение для таких сотрудников. Статьей 196 Трудового кодекса РФ определено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Справка: Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач. Например, менеджеры по персоналу, менеджеры по продажам, маркетологи , юристы, финансисты и многие другие профессии, деятельность которых основана при постоянно изменяющемся законодательстве и рыночных условиях . Либо специалисты сферы, в которой часто внедряются новые технологии, например, инженеры, врачи, IT-специалисты и так далее.
Если же говорить о сфере управления, то обучение ТОП менеджеров, управленцев, стоит особо актуально. Обучение новым подходам в решении управленческих задач, приобретение новых навыков и знаний методов управления, позволяет компаниям получить конкурентное преимущество и не потерять свои позиции на рынке.
Важно отметить, что не для всех профессий обязанность постоянного обучения предписана законодательством, для многих компаний это залог быть конкурентоспособными на рынке курсы по тендерам.
Иными словами, держать профессиональные знания и навыки в тонусе важно для каждой профессии, осталось разобраться, как грамотно выбрать курсы повышения квалификации.
Как выбрать форму обучения?
Перед тем как приступать к выбору курсов повышения квалификации или просто образовательных курсов необходимо определиться с формой обучения: очные курсы, очно-заочные(очно и дистанционно одновременно), дистанционные.
У каждой формы обучения есть свои плюсы и минусы, необходимо определить какие из них критичны в каждом конкретном случае.
Очные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Возможность личного контакта с преподавателем, для разъяснения сложных моментов.
• Возможность наладить профессиональные связи.
• Обмен опытом с коллегами.
• Дисциплинированность и систематичный подход к занятиям.
• Завершение курса в запланированное время.
Недостатки:
• Очные курсы как правило стоят дороже.
• Затраты времени на дорогу.
• Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий.
• Большая вероятность того, что часто придется отлучаться от работы.
Очно-заочные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Основную часть обучения до очного выезда можно выстроить в комфортном интенсиве.
• Дисциплинированность. Необходимо пройти самостоятельный блок к определённому времени.
• Возможность задать вопросы, по сложным темам преподавателю и коллегам при встрече.
• Обмен опытом с участниками.
• Меньшая страта времени на дорогу по сравнению с очной формой.
• Возможность наладить профессиональные связи.
• Необходимость меньше отлучаться от работы, чем при полном очном обучении.
• Наиболее оптимальный вариант, учитывающий преимущества очного и дистанционного обучения.
Недостатки:
• Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий.
Дистанционные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Более низкая стоимость.
• Больше возможности совмещать работу с учебой.
• Гибкий график.
• Возможность самостоятельно регулировать интенсивность.
• Экономия времени на дорогу.
• Выгодно для тех, кому проще разобраться в материалах самостоятельно, чем слушать изнурительные лекции.
Недостатки:
• Самоорганизация. Самодисциплина не всем дается, это одна из самых сложных задач, из-за нее часто дело не доводится до конца.
• Есть риск, что окончание курса отложится на более длительный срок (из-за недостатка самодисциплины).
• Нет возможности лично обсудить вопрос, задать уточнение и поделиться мнением с коллегами.
• Нет возможности узнать опыт коллег и способы разрешения ряда ситуаций, а это значимый ущерб для вариативности.
• Нет возможности наладить профессиональные связи.
Мнения о ценности курсов разнятся, и часть людей считают, что это бесполезная трата времени на теоретические лекции, которая не дает реальных применимых знаний. А ряд людей наоборот ценят курсы повышения квалификации за возможность увидеть свежий взгляд коллег и получить ответы на злободневные вопросы.
Ведь через интернет можно получить много информации и знаний, но кто может гарантировать, что они поняты правильно? При очном обучении есть возможность понять свои ошибки и своевременно их исправить, пока не сформировался неправильный навык. Есть вероятность, что люди, негативно отзывающиеся о курсах, просто попали на некачественный материал и педагогический состав stenderi.ru. Мы рекомендуем проходить курсы повышения квалификации на сайте проекта «Инфоурок».
8 критериев оценки курсов повышения квалификации
1. Формат обучения.
Чтобы не мучиться на бесполезных лекциях важно детально разобраться в том как будет организовано обучение. Например, будут ли теоретические знания сопровождаться практическими отработками, выездами или конференциями, семинарами, практикумами и видеоуроками. Важно прояснить, как организована форма контроля входящей информации: тесты, контрольные, экзамены и их периодичность. Ведь если на курсе попустительски относится к этому важному этапу, то о качестве предлагаемых знаний можно забыть. Как показывает практика, мало просто дать информацию, важно сформировать правильное ее использование, а без систематического контроля входящей в головы студентов информации это сделать практически невозможно.
2. Программа курса.
Стоит особое внимание уделить программе курса. Запросите у организации программу обучения.
Если для данной профессии есть профстандарт, сравните упоминается ли в программе описания требований к знаниям и умениям из профстандарта. А также запросите у организации программу обучения.
Стоит уточнить проводятся ли в рамках обучения практические занятия, семинары, мастер-классы, тренинги и т.п. Выполняет ли слушатель выпускную квалификационную работу или проект.
Справочно:
Образовательная программа повышения квалификации должна состоять из разделов:
• Пояснительная записка (общие сведения о программе, сведения, характеризующие условия реализации программы).
• Цель (цель и задачи обучения по данной программе).
• Планируемые результаты обучения (перечень знаний и умений, приобретаемых в процессе освоения программы, а также перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения).
• Учебно-тематический план (перечень и последовательность изучения модулей, разделов и тем; объем модулей, разделов и тем; перечень профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе освоения модуля/раздела/темы; перечень нормативно-правовых документов, изучаемых в данном модуле/разделе/теме из 5 списка литературы к данной образовательной программе; форма и трудоемкость промежуточной и итоговой аттестации)
• Рабочие программы модулей (содержание программы, структурированное по разделам, темам).
• Календарный учебный график (режим обучения по данной программе при очной и заочной форме обучения)
• Организационно-педагогические условия обучения:
— организационно-педагогические условия аудиторного обучения (описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по программе) ;
— организационно-педагогические условия дистанционного обучения (описание видов занятий, реализуемых с применением дистанционной образовательной технологии).
• Формы аттестации (форма и трудоемкость промежуточной итоговой аттестации).
• Список литературы (перечень основной и дополнительной учебной литературы, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения программы, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся).
• «Тестовая база» (фонд оценочных средств для итоговой аттестации по модулю)