Увеличение численности автомобилей различного назначения на дорогах страны приводит к развитию сетей автозаправочных станций и совершенствованию оборудования на них. Выросла пропускная способность АЗС, скорость заправки автомобилей, номенклатура нефтяного топлива с высокими функциональными и экологическими свойствами. Типы автозаправочных станций Автозаправочные станции можно разделить на группы в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98. Традиционные стационарные АЗС — это капитальные сооружения с подземными резервуарами, которые находятся в отдалении от топливораздаточных колонок. Размещают их, проектируют, строят и эксплуатируют в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, нормами и инструкциями по пожарной безопасности. Стационарными являются и блочные АЗС, в которых колонки расположены над подземным резервуаром, и модульные, в которых контейнеры для хранения топлива разнесены с колонками. Многие предприятия с большим количеством собственного автотранспорта размещают на своей территории для своих нужд топливозаправочный пункт. Передвижная АЗС — это цистерна на шасси грузового автомобиля с одним видом жидкого моторного топлива. И последний, недавно получивший распространение вид АЗС – это контейнерная АЗС.
АЗС такого типа используются в небольших населенных пунктах, для заправки ведомственного транспорта, и летом – личного автотранспорта. АЗС контейнерного типа Для установки контейнерной АЗС не нужно выполнять земляные работы, устраивать сложные фундаменты и колодцы слива топлива, выполнять монтаж емкостей для сбора аварийного пролива топлива. Но, тем не менее, любая контейнерная АЗС изготавливается в строгом соответствии с требованиями норм пожарной безопасности. Контейнер хранения топлива выполнен в виде цельнометаллической конструкции, контейнерная азс цена разделенной на отсеки противопожарными перегородками. В заправочном отсеке расположены топливораздаточные колонки. В отдельных отсеках находятся резервуар хранения топлива и взрывобезопасный перекачивающий насос для заполнения его топливом. Технологическое оборудование может устанавливаться на люке резервуара, и тогда по верху контейнера располагается огражденная площадка для обслуживания этого оборудования. Есть варианты конструкций КАЗС, в которых оборудование располагается сбоку в специальном технологическом отсеке. Общим для всех конструкций АЗС является наземное расположение резервуара и размещение колонок в контейнере.
Комплектация контейнерных АЗС
Контейнерная АЗС состоит из двух или больше контейнеров: контейнера хранения топлива (одного или нескольких) и контейнера управления или диспетчерского пункта, который еще называется операторной. Контейнер управления может быть рассчитан не только на размещение рабочего места оператора, но и на помещение для отдыха или склада. Операторная снабжена освещением и внутренней электропроводкой, в ней размещаются устройства управления колонками. В комплект поставки могут входить силовой шкаф, лабораторное или метрологическое оборудование, система громкоговорящей связи. Контейнерная АЗС может быть рассчитана на топливо от одного до четырех видов. Емкость резервуаров, одностенных или двухстенных, может быть от трех до сорока кубических метров. Нефтяная компания «Лукойл» АЗС контейнерного типа заказывает емкостью 40 куб. метров с возможностью эксплуатации в климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера. Казалось бы, гигантам нефтяного бизнеса не нужны мини-заправки, но цели бывают разные. Маленькую четырехкубовую контейнерную АЗС «Газпромнефть», не менее известная российская компания, использует для собственных нужд. Не остался в стороне и еще один нефтяной гигант. ОАО «Газпром» АЗС для собственного автотранспорта заказывал с возможностью GSM–связи колонки с оператором. Контейнер хранения топлива Контейнеры хранения топлива комплектуются резервуарами различной вместимости и разных типов: одно-, двух-, трех- или четырехсекционными. Топливораздаточные колонки тоже могут различаться по типам.