Правила оформления паспорта отходов

Правила оформления паспорта отходов

Паспорт отходов чрезвычайно важен. Без него никакие операции с отходами производить нельзя и даже опасно. Дело в том, что на основе изложенных в паспорте сведений выбирается наиболее безопасный для человека и окружающей среды способ обращения с отходами. Поэтому их паспортизация необходима.

Более того, это — обязанность, которая закреплена в законе. Но кто должен делать паспорт отходов? Каков его порядок оформления? И где можно взять форму этого документа? Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Что собой представляет паспорт отходов?

Сказать, что паспорт отходов — это серьезный документ, мало для понимания сути и важности процесса паспортизации. Поэтому стоит заглянуть в закон №89-ФЗ, чтобы узнать его «мнение» по этому поводу: согласно его статье 1 и статье 14 на основе сведений о составе и об уровне опасности отходов должен быть составлен паспорт. В нем отражается принадлежность отходов к соответствующему виду и к определенному классу опасности, и содержится информация об их составе. Причем, оформляется паспорт отхода на какие отходы 1-4 класса опасности. Для 5-го класса такой обязанности законом не предусмотрено.

Пример заполнения паспорта отходов

Однако все-таки для чего нужен паспорт отходов? На его основании не только выбирается способ работы с отходами, но и с учетом содержащихся в нем данных:

  • проводится организация мест накопления или хранения отходов. Стоит напомнить, что накоплением называется процесс складирования на срок не больше одиннадцати месяцев. А хранением – складирование на период, превышающий одиннадцать месяцев. Причем, хранение является лицензируемой деятельностью, а вот накопление отходов – нет;
  • выполняется транспортировка отходов;
  • разрабатываются инструкции для работы с отходами, и т.д.

Кроме того, только при наличии паспорта отходы I-IV класса опасности могут быть переданы другим предприятиям, чтобы они  имели представление о степени опасности и о составе получаемых ими отходов. Это позволит им действовать без риска для себя и для окружающей среды. Поэтому при составлении паспорта очень важна его достоверность. Например, если в нем будет неверно указана информация о составе или о классе, то в случае неправильной из-за этого организации перевозки отходов может произойти их возгорание или утечка, и т.п.

Штраф за неправильное обращение с отходами и отсутствие паспорта

Нормативная база для паспортизации отходов

При подготовке паспорта опасного отхода опираются на два главных нормативных акта:

  • на федеральный закон РФ от 24.06.98г. № 89-ФЗ. В его статье 14 содержатся базовые положения о паспортизации отходов: кто должен это делать, в каких случаях, по какой форме и т.д.;
  • на Постановление №712 от 16.08.13г., утвержденное Правительством РФ. В данном нормативном акте определен порядок оформления паспорта отходов: прописаны правила оформления паспорта и представлена обязательная к применению форма самого документа.

Кроме того, для составления паспорта отходов используются еще два и не менее важных нормативных акта:

  • Федеральный классификационный каталог отходов (дальше в тексте – ФККО). Каталог утвержден Росприроднадзором 18.07.14г. в приказе № 445;
  • Приказ Минприроды РФ № 541 от 05.12.2014 года. В этом приказе представлен порядок, по которому отходам присваивается определенный класс опасности. Данный документ не касается только веществ, относимых к биологическим, медицинским и радиоактивным отходам.

Эти два последних нормативных акта используются для подтверждения класса опасности. И являются важным этапом в разработке паспортов опасных отходов. Без этого этапа, собственно говоря, невозможен весь процесс паспортизации.

Паспорт отходов: порядок оформления и кто это должен делать?

Весь порядок паспортизации изложен в правительственном Постановлении №712. Причем, он касается только отходов 1-го — 4-го классов опасности, и не затрагивает:

  • любые отходы 5 класса;
  • отходы биологические и радиоактивные;
  • вещества, которые наносят вред озоновому слою. Исключение составляют те из них, какие входят в состав продукции, потерявшей свои потребительские качества;
  • отходы из учреждений, занятых лечебно-профилактической деятельностью;
  • выброшенные в атмосферу вредные вещества;
  • вредные сбросы, произведенные в любые водные объекты.

Отношения в сфере обращения указанных отходов-исключений регулируются соответствующими актами законодательства РФ, которые прямо контролируют сферу обращения этих отходов (п.2 Постановления №712). И это означает, что при подготовке на все эти отходы сопроводительных документов не используется порядок, предусмотренный Постановлением № 712 (об этом говорит, в частности, письмо от Минприроды РФ №12-50/1025-ОГ от 12.02.15г.).

Процесс разработки паспортов для опасных отходов проходит в несколько этапов:

  1. Паспорт отходов составляется по материалам об их составе и свойствах. Эти характеристики выясняются с учетом требований главы 2 закона РФ №102-ФЗ от 26.06.08г.;
  2. Для составления паспорта требуется точное присвоение отходам своего класса опасности. Для этой цели используется ФККО, и приказы Минприроды РФ №541 и № 536 от 04.12.14 г. В приказе №536 даны критерии, по которым отходы относят к тому или к иному классу;
  3. Для тех отходов, какие поименованы в федеральном каталоге ФККО, паспорт оформляется по форме, представленной в Приложении к правительственному Постановлению №712. Заверенная предприятием копия этого паспорта вместе с копиями других документов, которые удостоверяют класс опасности, направляется в территориальную структуру Федеральной службы РФ по надзору в области природопользования (в статье дальше — ФСНП). Причем, предприятие направляет все эти копии в то отделение этой Федеральной службы, на территории которой данное предприятие работает. Отправка документов выполняется любым способом, но при условии, что такой способ позволяет установить дату получения пакета территориальным органом и сам факт получения документов. Либо можно просто передать этот пакет под роспись;
  4. По тем отходам, какие не поименованы в ФККО, предприятию первоначально необходимо установить их класс опасности для их включения в Классификатор отходов. Сделать это следует в течение 90 дней с момента появления на предприятии этих отходов. Для этого, в частности, составляется заявление, в котором указывается потребность в подтверждении для описываемых отходов их класса опасности. К заявлению прикладываются документы о происхождении отходов, об их химсоставе, и т.д. Порядок подтверждения класса опасности и перечень передаваемых для этой цели документов описаны в приказе Минприроды № 541;
  5. После того, как отходы, по которым предприятие писало заявление, включаются в каталог ФККО, на них оформляется паспорт отходов 1-4 класса опасности. Причем, оформление происходит по Правилам Постановления №712 (п.7).

Что касается вопроса, кто должен делать паспорт отходов, то закон №89-ФЗ и Постановление №712 говорят об этом вот что: паспорт на отходы I-IV класса опасности составляют те предприниматели (граждане без регистрации ИП к ним не относятся) и организации (любые юрлица, в том числе и некоммерческие), в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются указанные отходы.

Сколько времени действует паспорт для отходов?

На основании п.8 Постановления № 712 паспорт на любые по классу опасности отходы не имеет конечного срока действия. Т.е. он бессрочен.

Видео — о паспорте отходов:

Как сделать паспорт отходов самостоятельно?

Прежде всего, следует напомнить, что форма паспорта на отходы 1 – 4 класса опасности строго унифицированная. Она утверждена в Постановлении № 712. И это означает, что разработать собственный бланк предприятие не может и не имеет право. Данная форма используется для отходов независимо от их вида, состава и класса опасности, независимо от источника их образования. Этот бланк используют все предприятия, если в ходе их деятельности возникли отходы, подлежащие паспортизации.

Иными словами, паспорт на отходы 4 класса опасности будет идентичен по форме паспорту на другие классы отходов. Исключение составляют так называемые практически неопасные отходы V-го класса.

Требуется ли для отходов V класса паспорт?

В постановлении №712 указана обязанность предприятий по оформлению паспортов лишь на отходы, относимые к I — IV классам. При этом в п.2 данного Постановления указаны исключения, для которых паспортизация осуществляется в особом порядке. В составе этих исключений не предусмотрен 5-й класс отходов. Но и они не должны оставаться без документального оформления:

  • у предприятия должны иметься документы, где указан химический и (либо) компонентный состав данных отходов;
  • должны быть также документально подтвержденные сведения о порядке и условиях появления у предприятия этих отходов, об их агрегатном состоянии и даже об их физической форме;
  • должен быть документ, который удостоверяет присвоение этим отходам V-го класса с учетом критериев из приказа Минприроды РФ № 536. Этим документом является Свидетельство о классе опасности. Выдается оно ФСНП на конкретный вид отхода и конкретному предприятию.

Кстати, это Свидетельство выдают на любые (!) отходы. И именно на его основании составляется паспорт, так как в нем содержится информация не только о классе отходов, но и об их компонентном составе, об агрегатном состоянии; присвоенный отходам в ФККО код; данные на их физическую форму. Данное Свидетельство в виде копии вместе с оформленным на предприятии паспортом (тоже в виде копии) передается потом в территориальный орган ФСНП.