ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕРЫ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕРЫ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

В российской деловой практике широко используется понятие «Тендер». Определение этого термина было заимствовано из английского языка (англ. tender – торги, конкурс).

В законодательстве Российской Федерации определение понятия «Тендер» отсутствует. Причем, не дается определение и производным от данного слова — тендерная заявка, тендерная комиссия, тендерная документация, соответственно данные понятия не имеют юридической силы. Согласно законодательству используются понятия «Торги», «Конкурс». Поэтому можно считать, что понятие «Тендер», используемое в нашем деловом обороте, не очень сильно отклонилось от своего иностранного первоисточника.

Итак, Тендер — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям (цена, сроки поставки и т.п.), в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Понятие «Тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как аукционы, запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Под тендером мы понимаем все виды процедур, которые заказчик проводит для того, чтобы выбрать лучшего поставщика. Он организует своеобразные разноформатные «соревнования», приглашает к участию в них всех желающих, чтобы они конкурировали, «соревновались» между собой по разным характеристикам (цене, качеству и т.д.). В результате такого соревнования (тендера), объявляется победитель. Именно победителю заказчик платит деньги за его товары или услуги (работы).

Тендеры бывают двух видов: государственные тендеры (муниципальные) и Коммерческие.

Закупки для Государственных или муниципальных нужд осуществляются на бюджетные средства и на основании регулирующего законодательства.

Коммерческие тендеры отличаются тем, что заказчики сами определяют регламент проведения торгов, устанавливают условия и проводят тендеры на собственные или привлеченные средства.

Условно заказчики делятся на три большие группы:

1. Государственные и муниципальные заказчики (те организации, которые тратят бюджетные деньги и ничего сами не зарабатывают). Например, муниципалитеты, больницы, министерства и ведомства, государственные инженерные службы и т.п. Если тендер объявлен на поставку тапочек именно для такой организации, поздравляем – Вы хотите участвовать в госзаказе! Государственные тендеры, госзакупки, госзаказ – под этими страшными словами подразумеваются тендеры, которые организуют именно государственные организации. Если Вы выбрали тендер и в нем в качестве заказчика указано госучреждение (например, горбольница), вы – участник госзаказа, потенциальный «госпоставщик».

Регулирующим законом является Федеральный закон Российской Федерации № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Коммерческие компании с государственным участием (Сбербанк, Газпром, Транснефть, ФГУПы и т.д.).

Это такие компании, где государству, например, принадлежит доля больше 50%. Если выбранный Вами тендер объявлен такой организацией, Вы участвуете в «корпоративных» закупках, в «корпоративном» заказе.

Регулирующим законом является Федеральный закон Российской Федерации № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Крупные коммерческие компании со 100%-частным капиталом.

Если выбранный Вами тендер объявлен такой организацией, Вы подаете заявку на участие в коммерческом тендере, т.е. участвуете в коммерческом заказе.

Регулирующим законом является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Торги в электронной форме (электронные торги) — это урегулированная нормами права система общественных отношений между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой эти участники совершают между собой гражданско-правовые сделки по реализации товаров, работ или услуг.

Процесс проведения электронных торгов в электронной форме является регламентированным процессом, который включает в себя выполнение функций подготовки, получения, анализа, обработки и предоставления информации, касающейся участников электронного взаимодействия.

Система электронных торгов создана для эффективного распределения средств Государственных и муниципальных учреждений, крупных частных структур.

Работа участника электронного взаимодействия производится на Электронной площадке и возможна при одновременном выполнении им следующих требований, предъявляемых:

к техническому обеспечению рабочей станции (компьютеру);
к программному обеспечению;
к организации электронного документооборота.

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на четыре подвида:

торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
торги по продаже арестованного имущества;
торги, проводимые по заказу коммерческих организаций (электронная коммерция).

Каждая разновидность электронных торгов имеет свои особенности. При этом всем электронным торгам присуще и общие родовые (системные) признаки:

первый — в торгах одинаковый состав участников электронного взаимодействия, состоящий из трех элементов:
1. организатор торгов;
2. оператор электронной площадки;
3. пользователи электронной площадки.
второй — торги проводятся на электронной площадке, которая является способом связи этих трех элементов, т.е. структурой системы, призванной своевременно обеспечивать участников электронного взаимодействия необходимой информацией.

Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключение сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота.

Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов.

Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализацию товаров, работ или услуг.

Преимущества электронной коммерции и электронного документооборота.

По мере развития средств электронной коммуникации и более широкое их внедрение в обеспечение функционирования экономических процессов, всё более ярко начали проявляться положительные стороны этих систем.

Так, в частности, бизнес обратил внимание на значительное сокращение затрат на обеспечение документооборота и его архивирования. Не менее важным моментом применения средств электронной коммуникации явилось существенное сокращение, как времени прохождения той или иной трансакции, так и прозрачность её верификации в тех или иных инстанциях.

Вторым не менее перспективным направлением применения средств электронной коммуникации явилось направление электронной коммерции. Уже только существенное сокращение реальных затрат на содержание торгово — складских помещений и оплату погрузо – разгрузочных работ, дало возможность значительно повысить товарооборот за счёт более гибкой ценовой политики.

С учётом этого, на рынке электронной коммерции сформировалась определённая структура взаимоотношений между её участниками. Так в частности на этом рынке присутствуют основные субъёкты рынка:
— государственные структуры;
— закрытые корпоративные структуры;
— открытые отраслевые бизнес структуры;
— частные потребители.

Исходя из этого, в отечественной и международной практике установилось следующее обозначение этих взаимоотношений:
— рынок В2В — это рынок юридических лиц и организаций;
— рынок В2С — это рынок юридических и физических лиц;
— рынок B2G— это рынок юридических лиц и государственных организаций;
— рынок С2С — это рынок физических лиц;
— рынок G2C — это рынок государственных организаций и физических лиц.

В данном случае первая буква обозначает продавца, а вторая потребителя. При этом сами буквы имеют следующее значение:

— «B» — Business – бизнес;
— «C» — Customer – потребитель;
— «G» — Government – правительство, власть.

С тех пор, как в 2002 году был введён российский стандарт по обеспечению криптографической защиты, так называемой цифровой, электронной подписи Г О С Т Р 3 4 . 1 0 — 2 0 0 1, отечественный рынок электронной коммерции получил новый импульс для расширения своих возможностей. С появлением этого стандарта и федерального закона РФ от 6 апреля 2011 г. № 6 3 — Ф З «Об электронной подписи» вопросы о том, как проводить электронный аукцион или как проводятся электронные торги, стали для многих гораздо понятней и проще.

Зачем участвовать в Тендерах?

В развитии любой организации наступает момент, когда необходимо расширять рынок сбыта своих товаров и услуг, переходить на более высокую ступень развития.

Участие в торгах позволяет существенно расширить географию и эффективность бизнеса, найти новых клиентов.

В виду того, что самым крупным заказчиком услуг в нашей стране является государство, Государственные закупки являются реальным и стабильным источником заказов и прекрасным способом заработка даже в сложной экономической ситуации.

Электронные торги – новый канал сбыта и большой шаг в развитии Вашего бизнеса.

Участвуя в электронных торгах Вы сможете:

Получить заказы и оформить контракты с крупнейшими заказчиками.
Представить свою продукцию во всех регионах Российской Федерации.
Планировать рост своего бизнеса.

Тендерный аутсорсинг.

Что такое тендерный аутсорсинг?

Выполнение всех функций Тендерного отдела специалистами «Межрегиональной Тендерной Компании». Полное информационное, консалтинговое и юридическое сопровождение компаний в области Государственных и Коммерческих закупок. Решение сопутствующих финансовых вопросов (тендерное кредитование, банковская гарантия, и пр.), страховых (страхование работ и услуг) и технических (изготовление ЭЦП, производство настроек Программного обеспечения, аккредитация на Электронных торговых площадках).

Кому интересен тендерный аутсорсинг?

Новым компаниям, не имеющим достаточного опыта участия в Государственных и/или Коммерческих закупках.
Компаниям, с опытом участия только в Государственных или только в Коммерческих торгах, желающим распространить свою деятельность на смежный сегмент.
Компаниям, рассчитывающим участвовать в таком количестве закупок, при котором нецелесообразно создание собственного профильного отдела.
Активно развивающимся компаниям, которым недостаточно внутренних ресурсов для качественного участия в торгах.
Компаниям, получившим по различным причинам негативный опыт самостоятельного участия в Государственных и/или Коммерческих закупках.

Какие преимущества Вашей компании дает тендерный аутсорсинг?

Поступательное знакомство компании со спецификой участия в Государственных и/или Коммерческих закупках.
Повышение эффективности участия в торгах благодаря:
— правильному выбору закупок (выбор торгов, максимально соответствующих поставленным условиям; отсутствие признаков ограничения конкуренции; анализ технического задания и пр.);

— качественным документам, предоставляемым на торги;

— наличию экспертов.

Полное или частичное отсутствие трудозатрат на поиск тендеров, подготовку заявок, участие в торгах, а также подачу жалоб в контролирующие органы и представление интересов.
Наличие профессиональной экспертной поддержки компании на этапе участия в торгах, заключения контракта и его исполнения.