О лидерстве написано много книг, в которых этот вопрос рассматривается с разных сторон, быть лидером обучают на курсах бизнес-психологов и т.д. Общее определение лидерства — это способность влиять на других. Давайте попробуем выработать наш собственный подход к пониманию того, что же является лидерством.
Лидер знает, что значит его положение
Это основное правило каждого лидера. Кто-то скажет, что это даже не нужно подчеркивать, мол само собой разумеется. Быть начальником — это значит по-настоящему реализовывать себя в должности начальника. Он должен быть всегда доступен вашим сотрудникам, членам вашей команды, когда им это необходимо. Лидер должен хорошо знать свои компетенции, полномочия и вытекающие из них обязанности. Кроме того, одних только знаний недостаточно. Настоящий лидер должен постоянно применять их на практике.
Лидер следит за тем, чтобы его сотрудники выполняли свою работу правильно, а их продуктивность росла с точки зрения количества и качества. Сотрудники видят в лидере опору, стабильного и сильного человека, который поддерживает их в сложных ситуациях. Сотрудники доверяют такому человеку и знают, что могут положиться на него, если у них возникнут проблемы.
Для них лидер — это пример для подражания и целевой оринтир. Постоянно открытая (в буквальном смысле слова) дверь в офис не гарантирует, что сотрудники в нужный момент обратятся к вам за советом, если вы сами первым не проявляете инициативу и интерес к своей команде.
Лидер делает людей счастливыми
По-настоящему хороший руководитель хорошо знает всех своих сотрудников, а также может представлять их интересы в любое время. Он также поощряет общение внутри команды, поскольку знает, что общение — это лучший способ найти взаимопонимание внутри команды.
Если команда перестала эффективно работать или один из ее членов вообще не работает, чья это вина? Лидера! Это совершенно точно! В какой-то момент он, вероятно, не обратил достаточно внимания на свою команду и вовремя не обнаружил соответствующие негативные сигналы.
Лидер обеспечивает результаты группы
Лидер никогда не должен выполнять работу своих подчиненных! По двум причинам. Во-первых, если он занят этой работай, он не уделяет внимание команде, и команда перестает развиваться. Вторая причина — это то, что сотрудники, если лидер берет на себя все сложные задачи, перестают развиваться и не осваивают (за ненадобностью) новые методы, процедуры, знания, навыки.
Если вы приняли на себя роль лидера, полностью посвятите себя ей! Это максимум, что вы можете сделать для команды.