Александр Тофан впервые окунулся в океанское приключение в 2014 году, претворившись из индустриального альпиниста в истинного исследователя морских глубин. Александр тонко раскрывает, насколько оперативно он приспособился к океанским штормам, водоворотам в течение 16-часового трудового дня, и сложным операциям на рыболовных и краболовных судах. Он предоставляет стратегии заработка на корабле, детали обязательных налоговых взносов и предстоящей норвежской пенсии.
От горного альпиниста к морскому путешественнику приключений
— Мой старт связан с Кишиневом. С завершением средней школы и отсутствием специализированного образования, я, приверженец альпинизма, многие годы проработал в сфере промышленного альпинизма. Тем не менее в современной Молдове интерес к этой профессии резко упал. В 90-е годы заработок в промышленном альпинизме, эквивалентный современным 2-3 тысячам долларов, считался весьма внушительным. Увлеченный экстремальной деятельностью, я, пересматривая передачу «Смертельная добыча» на «Discovery» о краболовах в Беринговом море, почувствовал желание завоевать Аляску (улыбается). Любовь к рыбной ловле привела меня к решению попробовать свои силы в море. Знакомство с моряками и бывшим капитаном корабля на Камчатке, который стал владельцем своего судна, вдохновило меня на смену сферы деятельности. Однако отсутствие российского паспорта или вид на жительство стали преградой для моего вступления в российский флот.
Освоение Норвегии на судне с камчатским прошлым
— В 2013 году владелец судна решил отправиться на ловлю крабов в Баренцевом море, переместив судно из Камчатки. Этот переход занял около 2 месяцев. Тогда даже норвежцы не осознавали богатств крабов в своих водах и не обладали достаточным опытом. Некоторые российские суда изменили свои флаги, входя в Баренцево море под новыми символами. Хотя я хотел присоединиться в 2013 году, из-за завершения сезона мне удалось попасть на корабль только в ноябре 2014 года. С этого момента началась моя морская жизнь. Проблем с посадкой на судно и въездом в Норвегию тогда не возникло. Там брали людей с различными паспортами. Попасть на бывшее камчатское судно с испанским флагом оказалось довольно просто. Большинство членов экипажа, разумеется, обладали российскими паспортами, и большинство из них происходили с Камчатки. Молдаван было буквально трое. Новички, конечно, сталкивались с некоторыми сложностями, так как все камчатские краболовы считали себя опытными профессионалами, и те, кто только начинал, всегда чувствовали себя «зелеными» по сравнению со старшими коллегами. Возможно, это было единственное затруднение на начальном этапе работы. Что касается «морской» болезни, адаптации на судне или подобных аспектов, меня это не касалось. У меня отличный вестибулярный аппарат, и поэтому морская качка и шторма всегда переносятся легко. Никогда не испытывал страха перед штормами или долгими периодами пребывания в море. Напротив, это всегда приносило мне радость. Я любитель адреналина, и Работа в море для меня — это своего рода вызов, который одновременно приносит вдохновение.
В водоворотах перемен: Труд 16 часов, пятичасовая озаренность
— Морская рутина основана на идее множества обязанностей. Это предполагает, что в ходе морской смены каждый моряк исполняет разнообразные задачи, избегая однообразия. Монотонность труда может быть утомительной, и неожиданные обстоятельства или заболевания могут потребовать смены членов экипажа. Вследствие этого каждый должен быть, по меньшей мере, в какой-то степени знаком с различными аспектами корабельной деятельности. В начале своей морской карьеры я выполнял ограниченный спектр обязанностей, будучи новичком без опыта. Тогда я занимался только наживкой и стаговкой. Расписание предусматривало 16 часов труда и 8 часов отдыха. Для подготовки к трудовым усилиям приходилось вставать на час раньше начала смены. Периоды отдыха включали прием пищи, душ и посещение сауны на пароходе — роскошь, доступная не всем. Времени на сон оставалось всего 6 часов, а для общения с семьей или использования телефона — всего 5 часов. Выходных и праздников в море не существует. Краболовы трудятся 30-31 день в месяц (улыбается).
Ловля крабов в Норвегии: Доход до 8 тысяч евро, но с финансовыми обязательствами
— В период моих первых морских путешествий на российском судне, минимальная заработная плата для краболов составляла всего 1200 долларов в месяц. Такую сумму можно было получить даже при невеликих уловах. На норвежских судах тогда платили гораздо более щедро. Сегодня, трудясь на норвежском судне, минимальная заработная плата для краболов составляет 7-8 тысяч евро в месяц. К тому же, предусмотрены различные премии, зависящие от объема улова и трудовых усилий. Не забывать о налогах, вычитываемых из заработной платы краболов. Ситуация индивидуальна. Кто-то уплачивает всего 10% налогов, в то время как другие взимают полный налоговый взнос. Я, к примеру, уплачиваю полные налоги, так как планирую получать норвежскую пенсию. В Норвегии также существует система реестра рыболовов. Обычно данные о работе на судне автоматически передаются в этот реестр. Таким образом, если ты зарегистрирован в нем в течение 15 лет, то после 60 лет у тебя есть право на норвежскую пенсию. К сожалению, я начал свою морскую карьеру слишком поздно, поэтому на норвежскую пенсию мне придется подождать до 67 лет (улыбается).
В широких водах: 5 лет в море и захватывающие перспективы
— В общей сложности, мои морские приключения простираются на примерно 5 лет. Максимальная прибыль, которую мне удалось заработать, достигала 2 тысяч евро в день. Считаю, что эти суммы зависят от случайностей, так как рыбная ловля — это результат случая. Важно оказаться в нужное время в нужном месте для успешного улова. За свою жизнь работал как на краболовных, так и на рыболовных судах. Несмотря на физическое сходство труда, трудности на каждом судне всегда различны. На краболовном судне самой сложной задачей для моряков является перетаскивание «ловушек». Это физически тяжелая работа, так как «ловушки» весят много. А на рыболовном судне самой сложной операцией является поднятие рыбы из воды. Касательно будущего, как уже отмечено, планирую продолжать морскую карьеру. В ближайших планах — поездка в Норвегию на рыбный завод, предложенная моим знакомым. Впоследствии снова отправлюсь в море. В этом году предлагали пойти в рейс, но я не был готов, так как у моих морских документов истек срок годности. Теперь, обновив документы, готов вновь погрузиться в морское приключение.