Опрессовка подразумевает заделку концов сплетенного петлей каната в специальную втулку, обычно изготовленную из алюминия. Втулка обжимается особым образом, в идеальном случае с чередованием статических и динамических нагрузок.
Помимо обжимки во вращающихся вальцах под воздействием статической нагрузки, поверхность втулки нередко дополнительно обстукивается. Делается это для того, чтобы проволоки двух концов каната укладывались с максимальной площадью контакта как между собой, так и с втулкой. Это увеличивает силу трения между проволоками и позволяет выдерживать большие нагрузки на разрыв. При этом процесс опрессовки — это частично механизированный процесс, что сокращает время и, соответственно, расходы на изготовление стропов таким способом.
Заплетка — это переплетение прядей каната таким образом, чтобы соединяемые концы перемежевывались между собой и надежно связывались опять же за счет силы трения. При этом такие стропы имеют одну особенность: чем больше нагрузка на образованную методом заплетки петлю, тем сильнее прижимаются проволоки друг к другу и тем выше у каната становится разрывное усилие.
Переплетения обязательно обматываются (изолируются), так как без этого можно пораниться о торчащие проволоки.
Надежность и область применения
С некоторым допущением можно сказать, что по надёжности и сроку службы оба эти способа изготовления канатных стропов одинаковые. При проверке стропов статической нагрузкой на разрыв, изготовленных как методом заплетки, так и обжимкой втулкой, Пресс для Опрессовки Стального Канатного Стропа очаг разрушения образовывается обычно у основания заплетки или обжимной втулки. Само соединение остается неповрежденным.
Существенная разница между этими двумя методами изготовления канатных стропов заключается в температурном режиме использования:
- заплетка — это «ХЛ» исполнение, до -60 градусов;
- опрессовка втулкой — «У» исполнение, до -40 градусов.
Дело в том, что обжимка втулкой работает за счет силы прижатия деформированной втулки к сплетенным концам каната. Силы, которые прижимают проволоки и пряди двух соединенных концов друг к другу, увеличивают силу трения и препятствуют взаимному проскальзыванию прядей и отдельных проволок. За счет этих сил формируется прочное соединение. На сильном морозе алюминий становится хрупким. И даже при небольшом ударе втулка может треснуть или лопнуть. А то повлечет резкое, критическое падение прочности соединения, что может привести к срыву груза. Метод заплетки не имеет такого недостатка.
При ручной заплетке требуется больше каната, так как для создания надежного соединения нужно переплести пряди между собой несколько раз. Количество проколов основания петли прядями конца каната строго регламентировано документом РД 10-231-98. В этом документе указано минимальное число проколов в зависимости от диаметра каната.