Разумеется, прежде всего масло нужно для смазки трущихся деталей. Оно создаёт плёнку между поверхностями, что уменьшает их износ и кардинально увеличивает ресурс двигателя в целом. Но это не единственная функция моторного масла — есть и другие, о которых многие даже не догадываются.
- Охлаждение деталей. Конечно, у любого двигателя есть система охлаждения, но масло тоже выполняет эту функцию. Например, значительную часть тепла от поршней отводит именно оно.
- Удаление продуктов износа из зон трения. Часть из них задерживает масляный фильтр, но часть остаётся в масле. Именно поэтому нужно менять масло даже в том случае, если оно активно расходуется «на угар» — мы писали об этом в другой нашей статье.
- Поддержка чистоты деталей двигателя. Проще говоря, удаление нагара, сажи, других продуктов сгорания.
- Защита деталей мотора от коррозии. Поскольку в горючей смеси присутствуют воздух и едкие вещества, металл может окисляться, а масло этому препятствует.
Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел непросто даже профессионалу. Зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете понять, какое моторное масло выбрать именно для вашего автомобиля.
Каким бывает моторное масло
Современные моторные масла можно разделить по нескольким группам в зависимости от состава и типа двигателя. Начнём с первой классификации.
По составу
- Минеральное. Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что минералка предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях. Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, магазин моторных масел пермь но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки — их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
- Синтетическое. В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. Или даже из природного газа. На упаковке с таким маслом будут слова Synthetic или Fully Synthetic. Синтетика всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах — с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
- Полусинтетическое. Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа здесь солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такие смазки дешевле синтетики.
Какое моторное масло лучше? Однозначно синтетическое, если только у вас не древний автомобиль, в котором сальники вообще не рассчитаны на контакт с синтетикой.
По типу двигателя
Требования к маслам сильно зависят и от типа двигателя. Ведь, к примеру, в дизеле и бензиновом моторе происходят разные процессы, поэтому и смазка им нужна каждому своя.
- Масла для дизелей. Они намного больше контактируют с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. Поэтому такое масло должно содержать больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, неизбежно сгорающая в цилиндрах — в том случае, если у смазки не будет специально рассчитанного на такие моторы состава.
- Масла для бензиновых двигателей. Весьма широкая категория в России, потому что долгое время дизели в нашей стране были уделом коммерческой техники. Такие масла могут иметь как низкую кинематическую вязкость (для современных моторов), так и, наоборот, более высокую (для изношенных агрегатов).
- Масло для турбированных двигателей. Это, как правило, дорогая синтетика, способная сохранять свои свойства при повышенных температурах и нагрузках. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники очень горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также нивелировать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
- Универсальные масла. Такие подходят как для дизелей, так и для бензиновых моторов. Обычно универсальные масла подразумевают использование в низкофорсированных двигателях, для которых нет ярко выраженных требований к смазке.
Чтобы понять, к какому из видов относится стоящее на полке магазина масло, надо уметь читать его маркировку.