Задвижки являются составной частью любой трубопроводной магистрали. Они выделяются среди аналогичных устройств разнообразием моделей, поэтому важно понимать, какие виды задвижек бывают, и как их правильно эксплуатировать. Разбираемся в устройстве и разновидностях задвижек, преимуществах и недостатках разных моделей, принципе их работы.
Сфера применения: где и как используются
Задвижка – устройство, которое используется в трубопроводных системах с конца 19 века. Как запорный механизм задвижка в Сургуте нужна для того, чтобы перекрывать поток, поступающий по трубам, будь то жидкость, газ или вязкая среда. Ее задействуют во время ремонта и обслуживания в системах разного уровня сложности, где применяются изделия разного размера и конструкции.
Задвижки устанавливаются на любых трубопроводах диаметром от нескольких сантиметров до полутора-двух метров. Их управление может быть ручным (на линиях диаметром до 40 см), или с помощью электрического привода (на магистралях большого размера). Все модели объединяет несложная конструкция, небольшая строительная длина, способность функционировать при разных температурах и показателях давления в системе.
Затворы устанавливают в системах любого назначения:
- В местных трубопроводах и кольцевых магистралях.
- В транспортных трубопроводах нефтегазовой, химической, пищевой промышленности.
- В промышленных условиях с перекачкой любой, в том числе агрессивной или токсической, технологической среды: жидкой, газообразной, вязкой.
- На бытовых трубопроводах небольшого сечения с водой или газом.
- На стояках многоэтажных зданий, в точках врезки труб в центральную систему газо- и водоснабжения.
- Для регулировки работы водонапорных устройств, например, пожарных гидрантов или насосных станций.
- На участках, где проводятся ремонтные работы.
Конструкция задвижки для трубопровода
Классическая запорная задвижка практически не изменилась конструктивно со времени ее изобретения. Она отличается от остальных разновидностей арматуры тем, что ее запирающая деталь двигается перпендикулярно (поперек) тока рабочей среды. Кроме запора в конструкции выделяют корпус с патрубками и приводную систему.
Корпус и крышка вместе с сальниковым узлом образуют полость, через которую перемещается жидкость или газ. Для изготовления корпуса в большинстве случаев применяют чугун или стальные нержавеющие сплавы. Чугун нуждается в дополнительной обработке антикоррозионными составами, например, эпоксидной грунтовкой или слюдосодержащим красителем.
Устройство монтируется в трубопровод на фланцевые или муфтовые соединения. Внутри корпуса помещается запирающий узел, который может иметь несколько конфигураций. Крышка крепится к корпусу на резьбовые соединения.
К крышке крепится и запорный элемент; он перемещается при помощи привода с приводным механизмом. Разные модели могут отличаться типом привода и его размещением, другими техническими характеристиками, но главная разница заключается в способе перемещения шпинделя.
Шпинделем называется деталь, через которую крутящий момент от привода передается запорному элементу. Шпиндель (обычно речь идет о резьбовой паре: шпинделе и гайке) имеет форму вытянутого цилиндра или вала (приблизительно), разделенного на три части:
- Трапециевидный участок, на котором нарезана ходовая резьба.
- Цилиндрический участок с гладкой (без резьбы) поверхностью, на котором устанавливается сальник (уплотнительное устройство).
- Узел, соединяющий шпиндель с затворной частью.