Лицензию Росприроднадзора на отходы нужно получать организациям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются этой деятельностью. Посмотреть, к какому классу опасности относятся отходы, которыми занимается предприятие можно в Федеральном классификационном каталоге. Бывают ситуации, когда в каталоге нет нужного вида загрязнителей, в таком случае направляют запрос в Росприроднадзор. Запрос направляйте в соответствии с Порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?
Законодательство России заставляет компании и предпринимателей, занятых сбором отходов I-IV классов, получать лицензию на эту деятельность(89-ФЗ, 99-ФЗ).
Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.
Поэтапное получение
Лицензирование – трудоемкий процесс, в ходе которого предприятие работает с большим количеством исходных данных, взаимодействует с различными органами власти. Разберем, что нужно делать, пошагово.
1. Соблюдаем лицензионные требования
Выявляем все виды отходов, которые компания планирует собирать. Классифицируем их – получаем на каждый вид паспорт отхода.
Обеспечиваем площадку всем необходимым оборудованием для сбора отходов.
Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:
- стационарные;
- передвижные;
- с возможностью сортировки (активно используются в медицине);
- специализированные (например, для ртутных ламп).
Для контейнеров должны быть оборудованы контейнерные площадки.
С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий.В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:
- площадь не более 23 000 м2;
- контейнеропоток не более 50 000 ДФЭ грузов в год,
Примечание: в ДФЭ («Двадцатифутовый эквивалент») измеряется вместимость грузовых средств, в т. ч. контейнеров; - единовременно на площадке не может находиться более 1 000 ДФЭ;
- ярусов складирования не более четырех.
На промышленной контейнерной площадке должны находиться:
- территория для хранения контейнеров;
- место для разгрузки/погрузки транспорта (грузовой фронт);
- подъездные пути и проезды;
- крытое помещение для ремонта контейнеров;
- ливневая канализация;
- системы безопасности;
- устройства освещения.
Обучаем работников.
Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:
- «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами»- для управленцев и специалистов;
- «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» – если работник не управленец и не специалист.
При нарушении хотя бы одного из этих трех условий (наличие паспортов отходов, оборудования, обучения сотрудников) лицензию получить не удастся.
Лицензия на мусор I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать «право» заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.
2. Собираем документы и отправляем во ФБУЗ:
Учредительная документация;
Пояснительная записка, которая должна включать:
- аннотацию;
- сведения о соискателе и его основной деятельности;
- сведения о работах по обращению с отходами;
- пояснение, какие рабочие процессы приводят к образованию отходов;
Прикладываем к пояснительной записке копии документов, которые подтверждают соблюдение всех лицензионных условий для работ по сбору отходов, а именно:
- наличие зданий и помещений, участие которых предполагается в заявленных работах;
- профподготовку и профпригодность работников, занятых в сборе отходов;
- для соискателя-ЮЛ наличие сотрудника, который отвечает за допуск остальных сотрудников компании к работе с отходами I — IV классов.
ФБУЗ изучает документацию, затем выезжает на предприятие, чтобы сравнить написанное на бумаге с реальной обстановкой в компании.
Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдаетэкспертное заключениео соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретноСанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03.Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.
Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.
3. Получаем санэпидзаключение в Роспотребнадзоре
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения составляется путем заполнения установленной формы (можно найти вПриложении 1 Приказа Роспотребнадзора N 775). К заявлению прилагается экспертное заключение из ФБУЗ, и все передается в местный Роспотребнадзор.
В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:
- комплект документов предоставлен полностью;
- все предоставленные документы оформлены правильно;
- содержание отвечает требованиям законодательства и включает всю запрашиваемую информацию;
- вся информация достоверна, факты не противоречат друг другу;
- испытательная лаборатория имеет аккредитацию в должной области;
- результаты экспертизы показали, что заказчик не нарушает в процессе своей деятельности санитарные правила и нормы;
- предприятие-соискатель исследовано по всем необходимым параметрам, при этом ФБУЗ придерживался только законных методик.
Положительным результатом рассмотрения поданных материалов являетсясанитарно-эпидемиологическое заключение, которое свидетельствует, что оборудование, помещения и сама деятельность удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.
Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целомпри отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.