Работодатель должен разрабатывать систему управления охраной труда (СУОТ), в которую входит оценка профессионального риска. Это нужно для создания безопасных условий работы и уменьшения количества травм на рабочем месте.
Расскажем, как нужно проводить оценку профессионального риска и что будет, если этого не делать.
Понятие профессионального риска и его оценки
Профессиональные риски организации Красноярск — это вероятность причинения вреда здоровью вредными и (или) опасными производственными факторами при исполнении работником обязанностей.
Факторы могут быть самые разные. Например, механические: падение с высоты, уколы, порезы или, например, связанные с микроклиматом — холодом, жарой, высокой влажностью, отчего у человека может ухудшиться самочувствие.
Все возможные факторы отрицательного влияния перечислены в пункте 35 Типового положения.
Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, должен выявить негативные факторы, оценить уровни рисков для каждого работника, предотвратить риски, если можно, или снизить их, если предотвратить нельзя.
Оценка профессиональных рисков на предприятии
Оценка профессиональных рисков на предприятии — это оценивание всей деятельности работника с точки зрения опасности, которой он себя подвергает. Оценивать нужно на вероятность получения травмы и (или) заболевания.
Создание комиссии по проведению оценки профессиональных рисков
Оценивание проводит комиссия, созданная работодателем из своих работников. В составе комиссии должны быть председатель, секретарь, члены комиссии. Кто кем будет, решает руководитель организации.
Состав комиссии назначается приказом руководителя
Перед началом работы следует распечатать реестр опасностей — все события, которые могут произойти с работниками.
Взять список опасностей можно из пункта 35 Типового положения и распечатать в виде таблицы, вот так:
Можно выбрать наиболее вероятные опасности или добавить свои варианты
Кроме Типового положения, источником информации о том, какие бывают опасности, могут быть результаты:
- внутреннего контроля за соблюдением СанПиН-правил,
- аттестации рабочих мест,
- наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и т. д.),
- анализа анкет, бланков, опросных листов.
В реестре помечают, какие опасности могут произойти в принципе с каждым работником предприятия.
Проведение оценки рисков на рабочих местах
От общего потом переходят к частному: комиссия просчитывает — идентифицирует — все возможные опасности, с которыми может столкнуться сотрудник в течение рабочего дня.
Разберем на примере электрика.
- Электрик подъехал к зданию работодателя, поднимается по уличной лестнице и подходит ко входной двери.
- Риски: поскользнуться на лестнице, споткнуться и упасть. Получить ручкой двери по животу, если кто-то резко откроет дверь изнутри. В результате травма.
- Дальше электрик проходит к своему рабочему месту, где переодевается в рабочую одежду и хранит инструменты.
- Риски те же самые: споткнуться, упасть, получить легкий ушиб.
- Электрику дали задание — заменить проводку и поменять перегоревшую лампочку.
- Риски: упасть с высоты, получить осколок лампочки в глаз, если она вдруг взорвется, получить удар током, если забыл его отключить, уронить инструмент на ногу. В результате травма или какая-нибудь болезнь.
- Электрику дали задание — заменить розетку.
- Риски: получить удар током, порезаться во время зачистки провода. В результате травма.
- Рабочий день заканчивается, электрик собирается домой. Здесь риски те же, что и были утром: споткнуться в коридоре, упасть с лестницы.
Если электрик работает на улице, то к опасностям добавляются климатические условия. Например, работая днем в жару, электрик может получить солнечный удар. Голова закружится и он упадет с лестницы. В результате травма.
Риски следует продумать не только те, что могут произойти за время нормального рабочего дня, но и при нестандартных условиях — аварии, отключения света, прорыва водопровода.
Таким образом нужно проанализировать каждую должность и в итоге составить карту риска.