Многие компании обращаются в консалтинговые агентства за помощью в решении тех или иных бизнес-задач. За 2010-е годы, по данным РБК и IPT Group, объемы рынка консалтинговых услуг в России увеличились на 73%.
При этом в консервативных организациях до сих пор можно услышать пренебрежительные высказывания и даже анекдоты про бизнес-консультантов. Есть предубеждение, что это «белые воротнички», которые описывают красивыми словами то, что в компании и так знают. В статье мы рассказываем про консультирование, про его различные виды и о том, как бизнес-консалтинг помогает в кризисных ситуациях.
Бизнес-консалтинг: что это такое
Консалтинг — это консультирование представителей компании по вопросам, которые могут касаться самых разных аспектов ведения бизнеса. Когда в организации сталкиваются с нехваткой экспертизы или недостатком опыта руководителей — например, в преодолении турбулентности, — обращаются к сторонним экспертам. Консультант может провести аудит общего состояния компании, выявить изъяны в управлении, справиться с рисками при реорганизации.
Преимущества консалтинга
Главные плюсы взаимодействия с экспертами — их уровень компетенции и портфолио. Наличие штатных экспертов, которые работали бы в бизнесе на постоянной основе, может позволить себе не каждая компания. Между тем отдельно взятая компания представляет собой закрытую систему со своим специфическим опытом, зачастую ограниченным. В свою очередь, консалтинговые компании до того, как прийти к вам, уже имели дело с множеством бизнесов. Лучшие консультанты имеют незаурядное стратегическое мышление, а их опыт разнообразен и универсален.
Перечислим основные преимущества бизнес-консалтинга по пунктам:
- Квалификация. Среди популярных направлений, которыми занимается консалтинг — маркетинг, бухгалтерия, кадровая политика. В штате компании может элементарно не быть соответствующих специалистов нужного уровня.
- Опыт. Бизнес консультант наравне располагает данными, которые позволяют ему вести аналитическую работу и формировать прогнозы. К тому же он может прийти с уже готовыми идеями, которые до этого успешно реализовывались в работе с другими компаниями.
- Взгляд со стороны. Не всегда штатные сотрудники и даже самый эффективный руководитель могут разглядеть проблемы, из-за которых страдает прибыль или лояльность клиентов.
Консультанты имеют репутацию своеобразных «врачей-терапевтов» бизнеса. К их услугам компании зачастую обращаются в нестандартных ситуациях, в том числе кризисных. Между тем не меньшую пользу консультационно-информационные услуги могут принести на этапе роста — в этом случае можно, объединив усилия с экспертом, еще больше увеличить продажи и производительность. Проще выражаясь, когда и без консультанта хорошо, с консультантом может быть еще лучше.
Консалтинг и коучинг: отличия методик
Консалтинг и коучинг — хоть и похожие, но разные процессы, которые часто путают. Бывает, что компания приглашает бизнес-коуча, хотя подразумевались услуги консультанта. На самом деле для полноценного развития нужны и консалтинг, и коучинг — надо только понимать специфику обеих методик.
С кем работает
Бизнес-консультирование — это работа с вашей компанией. Специалист работает непосредственно с руководителем, при этом объект его экспертизы — весь бизнес в целом.
Коуч, в свою очередь, работает с человеком. Его приглашают, чтобы он помог развить необходимые навыки руководителю либо рядовым сотрудникам.
Как происходит процесс
Консультант проводит аудит состояния бизнеса и предлагает готовые идеи для развития или решения каких-либо проблем.
Коуч подробно интервьюирует своего клиента и совершенствует его профессиональное мышление в ходе диалога.
Результат
Для консультанта требуемым результатом являются разработанная стратегия и четкий бизнес-план. Далее он либо «передает штурвал» заказчику, либо сам занимается реализацией задач.
Коуч находится со своим подопечным вплоть до достижения цели обучения.