Дизайн-мышление - Бизнес-мудрость

Дизайн-мышление

В современном мире огромная конкуренция, и всё сложнее создать инновационные и прорывные решения. Необходимо не только выделиться среди остальных, но и придумать продукт таким образом, чтобы люди захотели им пользоваться.

Дизайн-мышление помогает в непростой задаче поиска креативных идей и удовлетворении желаний человека.

Дизайн-мышление — это творческий способ решения проблем, который фокусируется на понимании потребностей пользователей.

Не существует единого мнения об этом процессе. Выделяют различные модели школа дизайн мышления, которые разрабатывали как отдельные учёные, так и команды специалистов. Рассмотрим далее некоторые из них.

Об основных моделях дизайн-мышления

На дизайн-мышление оказали влияние многие исследователи. Одними из наиболее упоминаемых являются:

  • Герберт Саймон рассматривает дизайн как способ мышления в книге «Науки об искусственном». Он закладывает основы способа решения проблем, сочетающего инженерию и творчество.
  • Дэвид Келли и Тим Браун, основатели агентства IDEO, применяют подход дизайнерского мышления в бизнесе и популяризируют дизайн-мышление.
  • Хассо Платтнер и Дэвид Келли основали дизайн-школу d.school в Стэнфорде.
Рис. Исследователи, которые развивали дизайн-мышление

Самые известные модели дизайн-мышления

1. Британский совет по дизайну представил модель «Двойной алмаз» в 2005 году. Она фокусируется на расходящихся и сходящихся этапах для выявления проблем и разработки решений. Состоит из четырёх этапов: открытие, определение, разработка и реализация.

Рис. Метод «Двойной алмаз»

2. Модель IDEO создавалась в 2008 году с целью помочь организациям разрабатывать новые продукты и услуги. Она состоит из пяти этапов (открытие, интерпретация, генерация идей, эксперименты, эволюция) и упрощённый вариант из трёх (вдохновение, генерация идей, реализация).

Мыслительный процесс дизайнера находится между дивергентным и конвергентным режимами мышления. Полезно знать, какой режим соответствует фазе проектирования, над которой вы работаете:01ОткрытиеУ меня есть задача. Как мне подойти к этому?
Шаги:
1-1 Поймите проблемы
1-2 Подготовьте исследование
1-3 Черпайте вдохновение02ИнтерпретацияЯ кое-чему научился. Как мне это интерпретировать?
Шаги:
2-1 Рассказывайте истории
2-2 Поиск смысла
2-3 Возможности фрейма03Генерация идейУ меня есть возможность. Как мне это интерпретировать?
Шаги:
3-1 Cгенерируйте идею
3-2 Усовершенствуйте идею04ЭкспериментыУ меня есть идея. Как мне это использовать?
Шаги:
4-1 Создайте прототипы
4-2 Получите обратную связь05ЭволюцияЯ попробовал кое-что новое. Как мне его развить?
Шаги:
5-1 Отслеживайте результаты
5-2 Двигайтесь вперед

Рис. Модель IDEO из трёх этапов
Рис. Модель IDEO из трёх этапов

3. Модель Mindshake разработана Катей Чиммель в 2012-2015 годах. Она разделена на 6 этапов: появление, сопереживание, экспериментирование, разработка, экспозиция и расширение. На каждом этапе процесса есть моменты исследования и оценки. Модель Mindshake имеет формат игры, состоящей из 78 карточек, которые являются инструментом для творческого процесса.

Рис. Модель Mindshake

01Расширение• Карта реализации
• Дорожная карта
• Матрица экспертизы
• План действий
• Анкета
• Карта обратной связи02Экспозиция• Рассказывание историй
• Раскадровка
• Визуализация концепции
• Изложение концепции
• Прототип решения
• Поддержка презентации03Разработка• Настольное пошаговое руководство
• Ролевые игры
• Быстрое прототипирование
• Концептуальные тесты
• Схема обслуживания
• Визуальная бизнес-модель04Эксперимент• Брейнрайтинг, зарисовка
• Смысловые противостояния
• Аналогии
• Кластер идей
• Матрица оценки
• Список идей05Сочувствие• Карта заинтересованных сторон
• Полевое наблюдение
• Интервью
• Персоны
• Карта пути пользователя
• Карта инсайтов06Появление• Медиа исследование
• Наблюдение за трендами
• Ментальная карта возможностей
• Доска вдохновения
• Матрица трендов
• Заявление о намерениях

4.  Модель d.school появилась в 2010 году и ставила целью построить подходы, которые развивают креативность, применимую к самым разнообразным областям. Она состоит из 5 этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тестирование.