Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Как работает франшиза
Суть схемы работы по франшизе заключается в том, что владелец бизнеса (франчайзер/франчайзор/управляющая компания) продает покупателю франшизы (франчайзи):
- право работать под своим брендом,
- технологии,
- описание бизнес-процессов,
- рекомендации по обучению и подбору персонала,
- требования к помещению,
- контакты поставщиков,
- доступ к клиентской базе и др.
Порядочный франчайзер не просто продает права, но и сопровождает на всех этапах.
Паушальный взнос
Паушальный взнос – плата за франшизу. Платится один раз. Этого взноса может и не быть совсем, что обычно для франшиз, в которых продавец снабжает франчайзи продукцией для реализации, расширяя для себя рынок сбыта.
Роялти
Роялти – это регулярный платеж за франшизу. Его необходимо платить весь период действия договора франшизы. Порядок расчета роялти определяет франчайзер. Это может быть фиксированный размер платежа, либо процент от продаж.
Плюсы франшизы
- Готовый план реализации бизнес идеи. С начала своей работы каждый будущий франчайзер обычно совершает не одну дорогую ошибку, теряя деньги, время. Бизнес-план франшизы учитывает весь горький опыт и позволит избежать обидных промахов.
- Бренд. Начинающий предприниматель может тратить до 65% всего бюджета на продвижение! Возможность использовать знакомое в определенных кругах торговое название значительно ускорит выход на широкий рынок и сведет издержки к минимуму.
- Обучение. Франчайзер предоставляет технологию работы, следование которой сведет брак практически к 0. Отметим, что затраты на обучение персонала в зависимости от сферы бизнеса могут достигать 70%, при этом совсем не исключены ошибки в процессе.
- Помощь при подборе помещения. В сфере обслуживания удачно подобранное помещение можно назвать ключевым фактором хороших продаж. Ошибка при подборе локации очень дорого стоит. Не редкое явление, когда был сделан ремонт в арендованном помещений, а трафик нулевой.
- Помощь с подбором персонала. С покупкой франшизы передаются четкие рекомендации по кадрам, должностные инструкции для каждой категории персонала. Также франчайзер может на первое время направить своих сотрудников для адаптации новичков.
- Защита от конкурентов. С франшизой обычно передается эксклюзивное право работать на определенной территории. Т.е. в городе может действовать только один франчайзи, либо несколько, если объем рынка позволяет. Порядочный франчайзер отслеживает степень насыщенности рынка и не допустит переизбыток предложения.