Электронные манки появились более полувека назад. В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков производителей и миллионы их пользователей. Не стала исключением на пути прогресса и наша страна. Первые такие устройства появились ещё во времена Советского Союза (были привезены из Италии), но по понятным причинам стали уделом лишь избранных, представителей номенклатуры. В настоящее время электронные манки и зарубежных, и отечественных производителей прочно обосновались как на витринах охотничьих магазинов, так и в арсенале российских охотников. В рамках данной статьи попытаемся разобраться в слагаемых эффективности электронного манка, в многообразии моделей и правовых аспектах их использования.
Если обратиться к мировой практике, то легальное использование электронных манков на охоте уже давно имеет место даже в странах с весьма жёстким законодательством (в т. ч. в сфере природопользования) и традиционно высокой культурой охоты, яркие примеры — Италия, Швеция, США.
Из наших ближайших соседей, где законодательно закреплено легальное использование электронных манков, отдельно хотелось бы остановиться на Белоруссии, которая в последние годы активно развивает своё охотничье хозяйство, перерабатывая доставшееся в наследство от Советского Союза законодательство в сфере охоты. По мнению многочисленных экспертов — зоологов, орнитологов, экологов, по восторженным отзывам наших соотечественников, уже регулярно посещающих эти охотхозяйства, Белоруссия добилась впечатляющих успехов в сфере развития охотпользования и охотустройства. Ситуацию там можно охарактеризовать пословицей «И овцы сыты, и волки целы»: с одной стороны, под контролем растёт численность популяций охотничьих видов животных, с другой, небогатый бюджет страны получает стабильный доход, регионы — рабочие места, охотники (в т.ч. из России и Европы) — добычливую охоту, со строгим соблюдением всех законодательных норм.
Будучи тесно связанным с организацией в нашей стране охотхозяйств и организацией охоты от себя могу сказать, что России в этом плане есть чему поучиться у своего «младшего брата». В свете нашего повествования следует отметить, что запрет на использование электронных манков на охоте, заимствованный ещё из Типовых правил охоты РСФСР от 1988 года, был отменён в Белоруссии ещё несколько лет назад.
Что касается России, то де-юре использование электронных манков на охоте законодательно в настоящее время ограничено. Однако вполне легально разрешено применять электронные манки в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волков, шакалов и ворон в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам. Де-факто же электронные манки уже давно получили широкое распространение в нашей стране и используются повсеместно. Если говорить об отдельных видах охоты, к примеру, об одной из самых азартных — охоте на гуся, то тут электронный манок для охоты уже стал неотъемлемым атрибутом экипировки (снаряжения) охотника наряду с присадой, маскировкой, духовыми манками. И к выбору электронного манка, как и к выбору самого ружья, патронов, чучел, стоит подходить не менее тщательно, ведь, как известно, «не все йогурты одинаково полезны».
Как же работает электронный манок и почему одни модели эффективны, а другие нет? Сразу следует оговориться, что во многих случаях речь будет идти об охоте на гуся. И не потому, что автор статьи — страстный поклонник этой охоты, а по более объективным причинам. Ввиду того, что гусь — одна из самых осторожных и недоверчивых птиц, с которыми приходится иметь дело охотнику, и живут они по 20-30 и более лет, обмануть их крайне сложно. Поэтому эффективность манка именно по гусю является своего рода «лакмусовой бумажкой».
Работающий электронный манок, как и духовой, воздействует на слуховой анализатор животного. Звуковой язык имеет для животных совершенно особое значение, ведь для того, чтобы получить информацию при помощи языка поз и телодвижений, животные должны видеть друг друга, а язык запахов предполагает, что животное находится поблизости от того места, где находится или побывал другой зверь. Преимущество языка звуков состоит в том, что он позволяет общаться, не видя друг друга, например, в полной темноте и на далеком расстоянии. Именно этим объясняется эффективность применения манков на охоте.
Но звуковые коммуникации животных имеют довольно сложную структуру, в том числе и непосредственно акустическую. Смысловое значение большинства сигналов животных определяется и их сложной частотной характеристикой, в большинстве своем неразличимой для человеческого слуха. Следовательно, одним из основных слагаемых эффективности электронного манка является его способность воспроизводить весь сложный спектр частот звуковых коммуникаций животных без пробелов и искажений. Это в свою очередь предполагает наличие в манке качественных аудиоданных, записанных в живой природе и обработанных на профессиональном оборудовании, цифро-аналогового преобразователя соответствующего уровня и динамика со специально подобранными амплитудно-частотными характеристиками.
Также на практике большое значение имеет удобство и продуманность управления устройством, позволяющее в нужный момент включить необходимую функцию, ведь на охоте счёт иногда идёт на доли секунды. Наравне с продуманным интерфейсом большое значение имеет стабильность работы манка, длительное время автономной работы, мощность усилителя и его защищённость от суровых условий эксплуатации на различных видах охоты (низкие температуры, влажность, сырость, сотрясения и пр.). Некачественное изделие, созданное не охотниками для охотников, а радиолюбителями лишь в целях получения прибыли будет не помогать охотнику, а наоборот постоянно отвлекать его внимание, раздражать и по всем известному закону подлости выйдет из строя в самый неподходящий момент.
По нашему глубокому убеждению, лишь очень и очень небольшая часть электронных манков, наводнивших прилавки наших магазинов, соответствует вышеописанным критериям эффективности. Модели многих производителей, по качеству звучания недалеко ушедшие от детских игрушек или музыкальных открыток, порой просто вызывают смех, при этом могут стоить вполне приличных денег. Что поделаешь – маркетинг! Применять их на охоте, тем более на такую умную птицу, как гусь, не имеет никакого смысла, скажу даже больше — такие игрушки способны испортить всю охоту и вам, и окружающим, за что последние вряд ли будут благодарны. Хотя встроенные в эти изделия фонарики, «компасики», часики и секундомеры(!), возможно, кого-то и утешат.
Преследуя поставленную в статье цель, необходимо дать условную классификацию существующих электронных манков и оценить их эффективность по описанным выше критериям.