В первую очередь — дефицит предложения. Он возник в 2022 году из-за ухода многих поставщиков оригинальных запчастей. Аналоги поставляют, но их недостаточно. Дефицит предложения привел к росту цен: по отдельным позициям, согласно данным «АльфаСтрахования», стоимость увеличилась до 70%.
По информации «Росстата», в России объемы производства легковых автомобилей упали на 67% в 2022 году. Значит, рынок переориентировался на подержанные машины. Это в свою очередь влечет интерес к автозапчастям: россиянам проще ремонтировать и обслуживать уже купленные автомобили, нежели покупать новые машины за астрономические деньги.
Еще одна тенденция — изменение формата продаж. Как пишут «Известия», с января по сентябрь 2022 года продажи запчастей у маркетплейсов выросли в 2–3 раза. Маркетплейс Wildberries и вовсе сообщил о росте спроса на эти товары в 23 раза.
Спрос на запасные части машин — устойчивый. В плановом режиме автомобилисты обновляют масло и фильтры. После износа заменяют тормозные колодки, диски, шины. А еще периодически мы меняем детали из-за ДТП. Например, в машину въехали, пострадал бампер, нужна замена.
Эти тенденции свидетельствуют, что открыть автомагазин в 2023 году можно.
Для открытия Магазина запчастей вам не хватает денег? Совкомбанк придет на помощь.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт».
Формат магазина
Важно определить формат работы. Есть несколько вариантов:
- Оффлайн
Это может быть точка на авторынке или полноценный магазин. Первый вариант не потребует трат на рекламу, да и аренда будет недорогая. Но рассчитывать на высокую прибыль не стоит. Полноценный магазин позволяет расширить ассортимент, а значит — привлечь больше покупателей. Можно развивать бренд самому или работать по франшизе.
- Онлайн
Открыть интернет-магазин автозапчастей можно без офлайн магазина. Так вы сэкономите на аренде помещения. Да и ассортимент сможете предлагать шире, используя опцию предзаказа. Но успех предприятия будет зависеть от продвижения в интернете: необходим будет запуск рекламы для аудитории из вашего и соседних городов.
Плюсы и минусы ИП
- Офлайн и онлайн
Можно совместить «живые» и сетевые продажи. Многие изначально развивают офлайн магазин, зарабатывают репутацию и известность бренду, а потом открывают сайт как дополнительный канал привлечения клиентов.
- Франшиза
Одновременно онлайн и вживую работают магазины, открытые по франшизе. Десятки федеральных сетей предлагают помощь в запуске бизнеса в обмен за паушальный взнос и роялти.
Франчайзер поможет начинающему предпринимателю с выбором помещения, согласует выгодные условия с поставщиками, грамотно запустит продвижение, в том числе в интернете. Но за это удовольствие придется заплатить. Для наглядности приведем примерные условия одной из компаний, предлагающих работать по франшизе:
- паушальный взнос — 192 000 рублей;
- стартовые инвестиции — 443 000 рублей;
- роялти — 12 000 рублей, начиная с 3-ого месяца.
Не торопитесь подписывать договор коммерческой концессии (франчайзинга). Изучите условия соглашения. Обязательства франчайзера должны быть конкретными, с указанием сроков и периодичности платежей, а не размытыми. Ваша ответственность не должна быть заоблачной. Также предусмотрите расторжение соглашение без дополнительных выплат франчайзеру. Если есть сомнения, лучше откажитесь от сделки.
Проявляйте креатив. Совсем необязательно продавать новые запчасти и искать поставщиков. Можно рассмотреть покупку б/у комплектующих на авторазборах, а потом перепродавать их дороже.
Бизнес-план
Вы выбрали концепцию будущего магазина запчастей? Пора переходить к расчетам. Для этого составьте бизнес-план, в котором нужно учесть:
- Анализ спроса и предложения на запчасти в вашем и соседних городах. Проанализируйте количество автолюбителей, количество автосалонов и официальных дилеров;
- Изучение уровня конкуренции. Оцените количество открытых магазинов автозапчастей, время их работы;
- Анализ онлайн-магазинов. Оцените возможности доставки от маркетплейсов в ваш населенный пункт. Также поищите сайты, которые нацелены на продажи в вашем городе. В рамках анализа смотрите не только на сайты, но и социальные сети;
- Предполагаемые расходы. В эту статью могут попасть затраты на склад, помещение магазина, разработку сайта, покупку товарного запаса, рекламу, включая интернет-продвижение. Отдельной строкой выделите расходы на оформление бизнеса: выбор ИП или ООО, расходы на государственную регистрацию, последующие налоговые платежи;
- Срок окупаемости. Лучше быть пессимистичным и оценивать период выхода на безубыточность осторожно.
Цифры в бизнес-плане помогут вам оценить реальные перспективы бизнеса и отказаться от идеи, если она окажется убыточной.