Реклама в смс — это законно, но при условии, что клиенты дали согласие на обработку персональных данных и получение рекламных смс. Если салон красоты из нашего примера просто так разошлет смс, он рискует штрафом:
за нарушение закона о персональных данных — 75 000 рублей, статья 13.11;
закона о рекламе — до 500 000 рублей, статья 14.3 о рекламе.
Согласие и телефон клиентов можно собирать через анкету на скидочную карту или сайт, например вот так:
Есть компании, которые не хотят собирать свою базу телефонов, поэтому покупают готовую, и вот здесь начинаются проблемы. Чтобы купить и воспользоваться чужой базой, должно быть два согласия:
сначала клиент соглашается, что его телефон передадут кому-то еще. Допустим, Марина отдает пуховик в химчистку и оставляет телефон, чтобы химчистка прислала смс, когда пуховик будет готов. Теперь у химчистки есть телефон Марины, но его нельзя передавать кому-то еще без разрешения Марины.
потом дает согласие на рекламу от конкретной компании. Вот салон красоты покупает базу сотовых номеров, а там — чьи-то телефоны. Для рассылки рекламы салону надо получить согласие от каждого, кто есть в базе.
Кажется, если телефон опубликован в открытом доступе, например, на Авито, его можно использовать для рекламы. Это не так. Марина, которая продает на Авито холодильник и оставила свой номер, не дала согласие на рекламу других компаний. Если салон красоты купит номер Марины и будет отправлять смс, он нарушит закон.
Возможно, продавец базы скажет, что он получил согласие на передачу телефона и заодно на рекламу от любых компаний. Даже если он такое пообещает, лучше, чтобы обещание оказалось в договоре на продажу базы. Если клиент пожалуется, придется доказывать, что это не вы взяли телефон откуда-то, а продавец базы. Причем он гарантировал, что с согласиями всё в порядке.
Насколько мы знаем, продавцы баз работают без договора. Вот письмо одной такой компании:
Обычно сделка с продавцом проходит так: вы платите на карточку физлица или киви-кошелек и получаете по почте базу. Без договора.
Смс-рассылка без покупки базы
Если готовы рассылать смс, есть способ обойтись без покупки базы. Для этого понадобится посредник. Посредник — компания, которая собирает телефоны и согласия на смс-рекламу, а потом рассылает сообщения. При этом базу телефонов никому не передает.
Чаще всего, посредники — операторы сотовой связи и компании, которые специализируются на рассылках, например, Поток-смс.
Для уверенности, что посредник не подведет, советуем проверить договор на рассылку. Например, МТС по договору гарантирует: отправляем сообщения только тем, кто дал согласие.
Посредник «Поток-смс» тоже дает гарантии:
Елена Янина
Советую договориться с посредником, чтобы он рассылал смс от своего имени. Если человек согласился получать рекламу от компании «Смс-рассылки», пусть в строке отправителя будет «Смс-рассылки», даже если в рекламе речь о салоне красоты. Это поможет оспорить штраф, если что-то пойдет не так.
Есть компании, которые помогают технически разослать смс: загружаете базу телефонов и рассылаете смс через программу. При этом они не несут ответственность за рассылку.
Если в договоре с компанией есть фраза, что она «предоставляет подключение к электросвязи» или «обеспечивает техническую возможность» — скорее всего, ответственность на заказчике рассылки. Салон красоты отправляет смс без согласия — ему и разбираться со штрафами.