Фулфилмент для интернет-магазина

Фулфилмент для интернет-магазина

Думаете, как организовать быструю и надежную доставку? Выбираете между собственной курьерской службой, дропшиппингом или сторонней организацией? Голова уже кругом? А между тем, решение вопроса давно существует. Сегодня речь пойдет о фулфилменте — особой модели работы интернет-магазинов с доставкой на аутсорсе. Заинтересованы? Тогда начинаем.

Что такое фулфилмент

Фулфилмент — это когда всю логистику интернет-магазина берет на себя сторонний оператор. Он заботится о том, чтобы заказ вовремя оказался у клиента. Интернет-магазин заключает с такой компанией договор сотрудничества на определенных условиях, после чего забывает о проблемах доставки.

Схемы работы операторов фулфилмента

Их великое множество. Не сильно ошибемся если скажем, что такие компании могут предложить любую модель сотрудничества в зависимости от исходных данных. Перечислим основные схемы:

  1. Оператор забирает заказ с вашего склада и доставляет его покупателю. При этом он занимается упаковкой, промежуточным хранением, комплектацией и сборкой посылки.
  2. Служба логистики интернет-магазина самостоятельно привозит товар на склад оператора. Можно возить каждый заказ в отдельности, а можно привезти партию. При этом продукция находится на ответхранении и, до поры до времени, лежит на складе. После того, как заказ принят и оплачен, оператор собирает его и везет клиенту.
  3. Оператор забирает партию товара или конкретный заказ со склада производителя или поставщика. При этом товары минуют склад интернет-магазина, что исключает лишнюю логистическую цепочку.
  4. А еще фулфилмент-операторы обрабатывают возвраты товара. В зависимости от условий договора, они могут доставляться обратно в магазин или на склад оператора.
  5. Курьерская служба оператора забирает заказ со склада интернет-магазина и везет его до терминала транспортной компании.
  6. Оператор развозит заказы со склада интернет-магазина по пунктам самовывоза, постаматам и другим точкам.
  7. Курьер оператора забирает заказ из интернет-магазина и доставляет его покупателю. Или так: курьер забирает товар, везет его на склад, откуда посылка отправляется в город, где живет клиент. Там его встречает другой курьер, который делает доставку до квартиры.

Короче, любой каприз за ваши деньги, перечислять все схемы работы не имеет смысла. Откуда надо заберут, куда надо привезут. Схемы можно использовать по отдельности или в любых сочетаниях, кому как удобно.

Фулфилмент схема

Фулфилмент: классическая схема 

Что еще умеют операторы фулфилмента

Такие компании берут на себя еще ряд сопутствующих вопросов, например:

  • прием оплаты. Часто операторы выступают в качестве платежных агентов и средства, полученные при реализации, перечисляются на их расчетный счет. Кто в теме понял: это освобождает интернет-магазин от применения контрольно-кассовой техники — онлайн-касс;
  • взаимодействие с клиентами. После оплаты заказа на арену выходит служба поддержки оператора. Она общается с покупателями, решает спорные вопросы и так далее;
  • ответственное хранение грузов. Даже если доставкой занимаетесь самостоятельно, это не мешает использовать складские площади оператора в качестве перевалочного пункта;
  • страхование груза на весь период доставки. Полезная штука, позволяет оградиться от утери, кражи или порчи. Хорошие операторы отвечают даже за посылки, утерянные не по их вине. Накосячила “Почта России” — ответственность несет оператор.

Достоинства работы с операторами фулфилмента

Главный плюс — полностью закрытый вопрос доставки и логистики. Причем закрытый в самом лучшем виде: не каждый интернет-магазин сумеет создать настолько же эффективную службу.

Другие плюсы:

  • не нужен склад и работники склада;
  • не нужны курьеры;
  • если оператор выступает в роли платежного агента, можно не использовать онлайн-кассу.

Недостатки фулфилмента

К сожалению они есть и это ограничивает широкое распространение модели. Практика показывает, что услугами фулфилмента пользуются относительно мелкие магазины с небольшим оборотом. Для крупных предпринимателей такое сотрудничество может оказаться невыгодным, дешевле создать собственную службу доставки. Итак, перечислим основные минусы:

  • за услуги фулфилмента надо платить и немало. За каждый чих придется отстегнуть копеечку. Выезд курьера — столько-то, упаковка посылки — столько. Если речь идет о потоке, за месяц набежит приличная сумма;
  • фулфилмент подходит не всем интернет-магазинам. Есть серьезное ограничение: бизнес должен находиться в пределах географии присутствия оператора. Их склады есть в крупных городах (да и то не во всех), а курьерские службы работают в радиусе 200-300 километров от них. Если ведете деятельность в отдаленных областях, воспользоваться услугами фулфилмента не получится. Правда, сети операторов растут не по дням, а по часам и этот недостаток вскоре устранят;
Фулфилмент статистика
  • если средства принимает оператор, своих денег еще надо дождаться. Например, ряд компаний делают переводы 2 раза в месяц. Если оборотка на пределе, это может оказаться критичным. Склады пустые, заказы идут, а денег на покупку товара нет, они зависли на счете оператора фулфилмента;
  • обычно операторы фулфилмента требуют подключение с ЭДО (ЭДО — электронный документооборот). Не то что проблема, но все же. Дополнительная забота, как ни крути. Однако как раз этот момент смущать не должен. ЭДО, рано или поздно, придется применять всем. Это связано с введение обязательной маркировки товаров. Здесь обмен информацией между участниками рынка также производится при помощи электронного документооборота. Напомним: уже маркируют одежду, обувь, лекарства и ряд других товаров. А к 2024 году будут маркировать всё и вся;
  • отсутствие полного контроля над ситуацией. Проще говоря: косячит оператор, а отвечаете вы. Конечного заказчика совершенно не волнует, кто именно потерял его заказ. Отвечать будет интернет-магазин. Именно поэтому следует внимательно выбирать партнера.