Что такое «кэшбэк» простыми словами и как им пользоваться?

Что такое «кэшбэк» простыми словами и как им пользоваться?

Слово «кэшбэк» встречается на каждом шагу и в самых разных сферах торговли. Банки, магазины, интернет-платформы предлагают соблазнительные цифры – подчас до нескольких десятков процентов – обратно на счет клиента. Как происходит получение кэшбэка, в чем выгода для покупателя и продавца, есть ли подвохи – все это подробно описано в статье.

Что такое кэшбэк и для чего он нужен

Определение кэшбэка

Проще всего понять значение слова, взглянув на его перевод.

Кэшбэк (англ. «cashback») – это слово, образованное от двух английских слов: «cash» на русском языке означает «деньги» (наличные), «back» означает «назад», более точно – «вернуть назад». То есть кэшбэк – это возврат денег за какую-либо покупку.

Схема возврата такова:

  • клиент оплачивает товар или услугу (возможно, выполняя еще какие-то условия);
  • оплата фиксируется и проверяется;
  • после проверки платежа клиенту высылается обещанная часть денег.

Вот так просто! Если говорить совсем простыми словами, кэшбэк – это скидка, которую получают ПОСЛЕ покупки, а не во время нее.

Существует еще одно понятие – rebate, или рибейт. Оно означает тот же кэшбэк, только за покупки крупными партиями. Обычно его относят к крупным торговым операциям между большими организациями. Также это понятие можно встретить на Форекс.

Виды кэшбэка

Сначала кэшбэк получали исключительно в виде денег на карту, которые можно было обналичить. Это оправдывало слово «cash». Но теперь кэшбэк можно получить не только в виде денег, но и в виде баллов.

В чем смысл кэшбэк-баллов и что это такое?

Это условный эквивалент денег (в России обычно 1 балл равен 1 рублю, но иногда встречаются другие соотношения), который можно потратить в ограниченном порядке. Самый простой пример: магазин дает кэшбэк 300 баллов, и вы можете израсходовать их на покупку другого товара в этом же магазине.

В каком виде можно получить кэшбэк в России:

  • деньги;
  • баллы, или бонусы;
  • мили (у авиакомпаний);
  • непосредственно товар или услуга.

Например: популярные сети заведений типа «Кофе с собой» дают кэшбэк в виде… кофе. Это работает следующим образом: вы покупаете 5 кофе сразу или последовательно, а 6-ой кофе получаете в подарок. Такую схему тоже можно представить как кэшбэк.

Как работает кэшбэк

Чтобы понять, что никто в этой сделке не теряет денег, достаточно вспомнить: кэшбэк является скидкой. То есть способом привлечения клиентов, видом рекламы. Ни продавец, ни покупатель не тратят лишнего, и выгоду в итоге получают все.

Здесь есть два золотых принципа работы:

  • клиент экономит часть средств;
  • продавец привлекает больше клиентов и, соответственно, получает больше прибыли.

Поэтому кэшбэк не является способом обмана или иным подозрительным видом заработка. Здесь все честно и открыто.

Кто возвращает кэшбэк

Кэшбэк выплачивает одна из двух организаций: посредник-сервис или непосредственно магазин-продавец. Как это выглядит в первом случае:

  1. Магазин заключает договор с посредником (обычно это кэшбэк-сервис, приложение на смартфоне или банк).
  2. Посредник рекламирует магазин или его продукт, увеличивается поток покупателей/заказчиков, за это магазин выплачивает посреднику сумму вознаграждения.
  3. Частью данного вознаграждения посредник делится с клиентами, которые участвовали в его акции.

Простой пример: кэшбэк-сервис «Мегабонус» сотрудничает с магазином AliExpress. Он приглашает сделать покупку и получить скидку постфактум, то есть кэшбэк. Покупатели, которые воспользовались предложением, вернут до 4,91% от суммы своего заказа. При этом прибыль получит и «Мегабонус», и AliExpress. Все остались в плюсе.

Если продавец сам осуществляет кэшбэк-программу, то он, как правило, выдает бонусную карту. На ней клиент накапливает баллы/бонусы, а затем тратит их в том же магазине. И тогда кэшбэк работает за счет прямых отношений «продавец – покупатель».

История появления и развития кэшбэка

Программы по возврату средств изобрели во второй половине прошлого столетия, их родиной стали США и страны Европы (в основном Великобритания). Изначально кэшбэк активно использовался как привлечение клиентов в банковской сфере. Человек становился держателем кредитки или дебетовой карты, рассчитывался ей, а в «благодарность» за это банк возвращал небольшой процент. Как правило, до 90-х годов кэшбэк был в районе 1-1,5 %.

Кэшбэком заинтересовались авиакомпании, которые стали возвращать путешественникам мили (то есть баллы для полетов). Но остальные фирмы еще не вышли на такой способ привлечения клиентов.

В 1990-х годах банки США впервые предложили держателям своих карт небывалый размер возврата – 5%. Такой кэшбэк был доступен только при покупках в супермаркетах, аптеках и на заправках.

В Россию кэшбэк пришел после 2005 года – и тоже в виде процента возврата за покупки по карте. Спустя 5-7 лет начали появляться кэшбэк-сервисы, а за ними – приложения для мобильных, которые возвращают деньги за оффлайн-покупки (по чекам).

Сейчас кэшбэк охватывает практически все сферы российской торговли. Сложно найти организацию, которая не предлагает своим покупателям бонусы или баллы.

Что такое кэшбэк на банковской карте

За что банки начисляют кэшбэк



Держатель банковского пластика может получить вознаграждение за самые разные расходы по карте. Банк сам устанавливает условия, по которым можно получить обратно неплохой процент. Причем чаще всего банк делает выплаты в баллах, которые можно конвертировать в рубли либо потратить в определенных местах.

Как правило, банковская карта дает кэшбэк за все покупки (или почти за все покупки), но размер вознаграждения очень мал – в пределах 0,5-1 %. Однако есть отдельные категории, в которых клиент может получить 3, 5, 7 и даже 10 % повышенного кэшбэка. Каждый банк выделяет свои критерии повышения кэшбэка. В России это обычно:

  • кэшбэк за покупку определенного класса товаров: одежды, услуг АЗС, препаратов в аптеках, посещения развлекательных заведений и кафе и т. д.;
  • кэшбэк за покупки в партнерском магазине или за определенный товар («товар месяца», например);
  • кэшбэк за покупки на определенную сумму в месяц.

Некоторые банки дают клиентам возможность выбрать категории повышенного кэшбэка самостоятельно, а некоторые не предоставляют такой функции. В любом случае, владелец пластиковой карты может найти банковский продукт под свои нужды и получать неплохой кэшбэк.