С детьми невозможно, как со взрослыми, сидеть в течение часа и разговаривать о том, что их беспокоит. Дети очень часто не могут выразить в словах свои мысли и чувства, объяснить, что с ними происходит, что их заботит, расстраивает, радует или пугает.
Кроме того, ребёнку трудно в течение часа сидеть неподвижно. Ему хочется двигаться, исследовать и осваивать новое пространство. И для психолога очень важно не ограничивать ребёнка в его движениях и проявлениях, а, наоборот, дать ему возможность чувствовать себя комфортно и действовать спонтанно.
Именно поэтому в работе с детьми психологи используют арт-терапию (рисование, лепка, аппликация), сказко-терапию, песочную терапию, а так же игровую терапию, о которой я и хочу немного рассказать в этой статье.
Игровая терапия проходит в специально организованном пространстве, где много места, ребёнку удобно и безопасно двигаться, можно сидеть и лежать на полу. В комнате должно быть достаточно много специально подобранных игрушек: домики, кубики, фигурки животных и людей, посуда, мебель.
Во время игровой терапии детский психолог предлагает ребёнку построить или сделать всё что он хочет с любым набором предметов: кубиками, конструктором, набором зверей, человечков. Ребёнок начинает что-то творить, следуя своему внутреннему зову. Сам того не подозревая, он начинает выстраивать с помощью детского психолога и подручного материала некоторые сюжеты своей жизни и ситуации, которые его в данный момент заботят и волнуют. То есть, говоря психологическим языком, ребёнок проецирует свои внутренние состояния, чувства и идеи в игровое пространство.
Для неподготовленного зрителя внешне всё может выглядеть как простая детская игра. Психолог же смотрит на этот процесс совсем под другим углом, анализируя, что делает ребёнок и помогая ему справиться с различными внутренними конфликтами, страхами и другими чувствами.
Задача детского психолога – помочь ребёнку осознать, что происходит в этой игровой ситуации, и как бы он хотел, чтобы ситуация менялась. Для этого ребёнку можно предложить «оживить» фигурки, чтобы они задвигались, заговорили. Таким образом, ребёнок может проиграть волнующие его сюжеты. Так специалисту становится видно, что именно сейчас больше всего беспокоит ребёнка, как он воспринимает какие-то отношения или значимых людей из его жизни, что он на самом деле хочет им сказать или с ними сделать. Специалист также может участвовать в игре от имени каких-то персонажей, исходя из тех проблем, с которыми ребёнок пришёл на консультацию.
С помощью такой игры возможно, во-первых, диагностировать, что происходит с ребёнком и почему. Во-вторых, психолог помогает ребёнку через игру понять и осознать свои чувства, чувства других и научиться чему-то новому.
Вы можете сами быть психологом для вашего ребёнка, устроив домашний сеанс игровой терапии.
Что для этого нужно?
Наберитесь терпения и предложите вашему ребёнку что нибудь построить и кого-нибудь туда поселить, а сами садитесь или ложитесь рядом, и наблюдайте.
Чаще всего ребёнок сам проговаривает то, что он делает, что строит и кто там живёт. Вы можете сами задавать вопросы: «А кто это?», «Что он тут делает?», «А для чего это?», «А как он себя чувствует?», «А чего он хочет?» и т.д.
Избегайте вопросов: «Почему?». Ребёнку сложно отвечать на эти вопросы.
Самое главное – не навязывать никаких сюжетов ребёнку, не учить его, как и что надо делать, как правильно действовать тому или иному персонажу.
Важно не стыдить ребёнка за то, что какие-то персонажи игры, с вашей точки зрения, могут находятся в очень невыгодном положении.
Например, персонаж «мама» может неудобно лежать или быть запертым в домике. Кто-то может остаться без домика, кто-то на кого-то может кричать или драться с кем-то. Всё это происходит в игре не случайно и отражает потребности вашего ребёнка в данный момент что-то для себя «проиграть», «отыграть», пережить, понять и т.д. Просто наблюдайте, будьте рядом, задавайте вопросы.