В сервисах предлагают подготовить кондиционеры к летнему сезону, проведя антибактериальную обработку. Что это — действительно необходимая процедура или бессмысленная трата денег? Drom.ru испытал два вида чистки кондиционеров: профессиональным устройством, которое используют в сервисах, и с помощью аэрозольного баллончика, который можно купить в автомагазине.
На СТО вам скажут, что в испарителе кондиционера могут скапливаться вредные микроорганизмы, и будут правы. Дело в том, что на холодном испарителе конденсируется влага из воздуха, основная часть которой стекает под машину через дренажное отверстие. Однако остатки конденсата остаются внутри климатической установки и вместе с теплом от моторного отсека образуют рай для развития грибов (в простонародье — плесени) и бактерий.
Эти проблемы не зависят от того, какая у вас система — с ручным управлением или полноценный климат-контроль — ведь испаритель имеется в любом случае.
Чем опасны плесень и бактерии в системе вентиляции?
Помимо неприятного запаха они могут провоцировать аллергические реакции, воспаление слизистой оболочки, насморк, кашель и одышку. Некоторые микроорганизмы являются канцерогенами, а еще любителей прохлады пугают легионеллой — бактерией, вызывающей легионеллез, опасный вид пневмонии.
Так выглядит плесень
Мы взяли для испытаний два автомобиля и попросили эксперта экологической лаборатории взять пробы из глубины воздуховодов и провести анализ. В обеих обнаружились грибы.
Владельцы машин об этом даже не подозревали, ведь ни кашля, ни других симптомов у них не было. Почему? Иммунитет! Организм здорового человека в состоянии противостоять многим патогенным микроорганизмам, к тому же в салон регулярно поступает свежий воздух с улицы. Но специалисты утверждают — от плесени вред для здоровья все равно есть. А если вы аллергик или регулярно возите в машине детей, об антибактериальной обработке стоит задуматься тем более.
Как чистят кондиционер и сколько это стоит?
В сервисах используют профессиональную установку, которая превращает дезинфицирующую жидкость в мелкодисперсную взвесь. Устройство устанавливается в салоне, климатическая система включается в режим рециркуляции, и дезинфицирующий «туман» начинает проходить через «внутренности» кондиционера.
Стоимость профессиональной обработки у официальных дилеров может отличаться на порядок: у массовых марок такая процедура обойдется около 1200 рублей, а на станции премиального бренда — в десять раз дороже.
Еще один способ профессиональной обработки, который набирает популярность в последнее время, основан на использовании так называемого «сухого тумана». Эта технология пришла от клининговых компаний, занимающихся дезинфекцией и удалением запахов из различных помещений. Принцип здесь тот же — создать как можно более мелкие частички, которые проникают в труднодоступные места. Только генерируются эти частички не с помощью ультразвука, а путем подачи антибактериальной жидкости из форсунки на нагревательный элемент, где и происходит мгновенное испарение. Средний размер капель «сухого тумана» — около 15 микрометров.
За обработку климатической системы «сухим туманом» просят от 700 до 1500 рублей в зависимости от размера автомобиля.
Можно ли почистить кондиционер самостоятельно?
Профессиональный аппарат для очистки испарителя кондиционера стоит около 40 000 рублей. Многие производители автохимии предлагают альтернативу — средства для самостоятельной дезинфекции, продающиеся в автомагазинах. Они делятся на два типа: аэрозольные и пенные. Из иностранных производителей подобные средства предлагает, к примеру, Liqui Moly и Sonax, из отечественных — Step Up и «Супротек». Стоимость — от 400 до 1000 рублей.
В составе указаны различные спирты, аммониевые соединения, хлориды, фенолы и многое другое. По информации, полученной нами от Московского городского центра дезинфекции, эти вещества действительно используются при борьбе с вредными микроорганизмами.
Инструкция к пенному средству гласит, что часть его при помощи трубки нужно подать прямо внутрь воздуховодов вентиляции, а часть — непосредственно на испаритель. Добраться до него непросто, но можно попробовать вставить трубку в дренажное отверстие под капотом. Через некоторое время пена превратится в жидкость, а систему вентиляции потребуется просушить, включив печку и вентилятор. Остатки средства при этом могут вылететь из дефлекторов, попасть на сиденья и другие детали салона. В общем, этот способ кажется нам наименее аккуратным.