Мы взрослеем, наши родители стареют. Все чаще приходят просьбы от друзей помочь найти сиделку уже не для бабушек и дедушек, а для наших пап и мам. Время летит. Не успеем оглянуться, как сиделки могут понадобиться нам самим.
Я очень часто думаю о собственной предстоящей в старости (если повезет, то не раньше) беспомощности и очень четко понимаю, какой должна быть моя добрая и опытная сиделка. Такая родная, теплая, скорее бабушка, чем мама, старше пятидесяти, опытная, с сильными и мягкими руками, спокойная, несуетливая, с чувством юмора, способная быть жесткой и требовательной, но обоснованно, как первый учитель; и умеющая быть нежной и очень сочувствующей, как если бы у нее на руках был скулящий щенок с раненой лапой. И еще я точно знаю, кого не захочу видеть у своей постели.
Однако оказывается, что большинство людей совершенно не понимают, кого именно искать и чего требовать от сиделки, которая будет ухаживать за их близким в его самое трудное время, когда он особенно беспомощен и уязвим.
Что могут сиделки и чего мы хотим от них
Сегодня приемлемая сиделка — это чаще всего женщина в возрасте от сорока пяти до пятидесяти пяти лет, чистоплотная, аккуратная, ответственная, скорее всего из Молдавии или Украины. Ей нужно уезжать каждые три месяца из-за трудностей с регистрацией, она уедет и раньше, если что-то случится у нее дома, она попросит прибавку к жалованью, если пациенту станет хуже, если он ослабеет и перестанет есть котлеты с пюре («вы меня брали к ходячему, а уход за лежачим стоит дороже»).
Мы же при этом считаем, что хорошая сиделка к тому же должна уметь готовить, прибрать в квартире, по весне и окна помыть, вовремя давать лекарства и помогать с мытьем и личной гигиеной. Мы как-то путаем сиделку с домработницей, видимо, потому, что в нашей сумасшедшей жизни нам нужны обе.
Но давайте все же разберемся, для чего нужна сиделка или няня к больному ребенку, чего от нее хотеть и как отличить «хорошую» от «плохой».
Нужна ли вам сиделка с медицинским образованием
Первое и самое главное: сиделка должна нравиться пациенту, а не его родным.
Нам не нравится ее вид, вес, запах изо рта, акцент, она бегает курить на балкон, но нашему папе или маме с ней комфортно, они едят вместе, они шушукаются, улыбаются, они вместе смотрят одну и ту же программу по телику… Значит, давайте ставить свои пожелания на второе место, а на первом все же должны быть чувства и качество жизни пациента. Уходу можно обучить, а контакт или есть, или нет.
Очень важно понимать, что, если вашему родственнику нужно делать инъекции, измерять давление, следить за уровнем сахара или даже ухаживать за колостомой, нефростомой, трахеостомой, вам вовсе не обязательно нужен человек с медицинским образованием. Вам нужен человек с опытом ухода за такими пациентами, желательно ухаживавший за кем-то из своих близких, понимающий боль, горе, растерянность семьи, который не будет осуждать ни уставших родных, ни агрессивного порой пациента.
Расспросите кандидата в сиделки, что было труднее всего, страшнее всего, какие манипуляции вызывали больше всего волнения, когда ей приходилось ухаживать за пациентами раньше. Уверенные ответы: «я все умею, вы не пожалеете, я ничего не боюсь» — сразу должны вас насторожить.
Гораздо правильнее, если сиделка будет первое время задавать много вопросов, просить вас показать, как вы делаете то или это, ведь именно вы лучше знаете и про свою маму, и про своего ребенка, как ему не больно, какую подушку он любит, какой чай, какую громкость у телевизора.
Такие вопросы тем более важны и показательны, если нужна сиделка который имеет опыт и соответствующее образование. Часто профессиональные медсестры испорчены «армейским» больничным подходом: делают все резко, уверенно и быстро и совершенно не следят за реакцией пациента. Диплом медсестры вовсе не залог успеха.
Закупите заранее разную литературу по уходу: журналы, каталоги продукции. Добросовестный и ответственный человек никогда не скажет вам, что это все ему хорошо известно. Наоборот, обязательно все перечитает, пометит галочками полезное, попросит вас что-то приобрести для улучшения качества жизни пациента.
А если нет денег, не бойтесь поднять кровать повыше, просто подложив под ножки по паре кирпичей, стульчак можно соорудить из стула с ведром, «гусь» для подтягивания может быть заменен на простыню с узлами, привязанную в изножье кровати, а в качестве кнопки срочного вызова прекрасно работает металлический колокольчик. Что-то можно купить, что-то взять напрокат, что-то сделать своими руками.
Сиделка с проживанием, первые дни
Если вы нанимаете сиделку с проживанием, попробуйте провести хотя бы первую пару ночей в одной квартире вместе с нею и пациентом. Пусть ее первые рабочие дни начнутся в выходные. Ведь важно же верно выбрать для себя и своего ребенка акушерку, потом детский сад — вот так же важно правильно выбрать и того, кто будет рядом при переходе вашего близкого в иной мир. А может быть, и важнее. Ведь тут уже ничего не исправишь.
Важно обратить внимание на то, как выглядит сиделка, как она ухаживает за собой. Если у женщины неаккуратные руки, неопрятная одежда и от нее пахнет потом, то она никогда не сможет научиться содержать в чистоте вашего близкого. Если она не понимает, что надо обрабатывать свои пятки, то она не сочтет нужным обрабатывать чужие.
Как оборудовать кровать и тумбочку лежачего больного
Понаблюдайте, что держит сиделка на тумбочке и у кровати пациента. Там не должно быть стерильной чистоты. Там должно быть удобно пациенту, а не приятно вашему глазу.
Тумбочка (или стул, столик) должна стоять не в изголовье, а ближе к центру кровати, чтобы при желании пациента что-то взять ему надо было бы протянуть руку чуть вперед, а не выворачивать назад и руку, и голову.
На кровати всегда должно быть небольшое полотенце, рядом — влажные салфетки. У кровати — мешочек для мусора или небольшое (чем меньше, тем чаще оно будет опустошаться) ведерко.
На тумбочке — крем для массажа, обычный, детский. И любой контакт (сменить памперс, переменить положение тела в кровати, дать попить) должен сопровождаться небольшим приятным и необходимым массажем рук, ног, плеч, шеи. Попробуйте весь день пролежать без возможности повернуться самостоятельно. Тело должно двигаться; если пациент лишен возможности делать это самостоятельно, то ухаживающий за пациентом берет эту задачу на себя, иначе у больного образуются пролежни, контрактуры, тромбозы, возникают боли.
Всегда рядом должна быть вода в удобном виде: в поильнике, в бутылочке со спортивной крышкой или с трубочкой для коктейля. Научите замораживать фруктовый лед из сока и давать его мелко наколотым, если пациента трудно напоить или он отказывается от еды. Холодный сок очень освежает рот.
Обязательно наличие на тумбочке или рядом расчески и гигиенической помады. Вы сами часто поправляете волосы? А губы у вас часто сохнут? Вот и сиделка должна не сидеть, а постоянно выполнять за пациента те функции, которые он не может выполнить сам. Сиделка должна быть все время рядом. Если вы пришли, а у нее в другой комнате работает телевизор и смята кровать, значит, она не сидит рядом с пациентом.
Проследите, какая установлена громкость, какой канал на телевизоре в комнате пациента. Даже если ваш родственник без сознания или вы не понимаете степень его адекватности после инсульта, пусть телевизор будет включен во время любимой передачи на привычной громкости.
Как сделать еду одной из радостей жизни
А как сиделка кормит? Она приподнимает изголовье кровати перед едой или поднимает подушки и подтягивает наверх? А кормит, сидя рядом, спокойно, или стоя и нависая сверху, заливая еду внутрь?
Не забывайте, кстати, проверять на вкус еду, которая приготовлена для вашего близкого, если вы не готовите ее сами. Когда все время лежишь — радостей мало. Приятно есть вкусное и в конце жизни уже не обязательно полезное.
Поэтому если сиделка готовить не умеет, готовьте сами. Оптимально (когда не требуется особая диета), если еда для сиделки и для пациента одна и та же. Только ей отварная картошка, а ему пюре, ей мясо, а ему котлета, дважды пропущенная через мясорубку, ей борщ, а ему борщ-пюре.
У нас в стране культ еды. Еда — это общение, любовь, близость. Здорово, если сиделка ест примерно в то же время и там же, где находится пациент, не изолирует себя от него. Да, это время ее отдыха, поэтому можно просто поболтать, а звук ложки в тарелке или запахи могут быть приятны и вызывать аппетит.
Бывает и наоборот, когда запах еды у пациента вызывает тошноту, и тогда именно сиделка должна первой перестроиться: готовить за закрытой дверью, включать вытяжку, не жарить и не есть ничего с сильным запахом.
Переодевать и менять положение — не только для профилактики пролежней
Уже упоминалось о том, насколько важно регулярно поворачивать лежачего пациента. Менять положение необходимо и для того, чтобы избежать пролежней, и для того, чтобы менять обзор, и для того, чтобы всегда максимально активизировать пациента.
Почему-то мы думаем, что больной должен лежать в постели и быть в пижаме. Это не так. Это расслабляет. Конечно, здоровому человеку иногда даже приятно посреди суеты поболеть гриппом, воспользоваться возможностью пропустить работу без угрызений совести и провести несколько дней в постели. Но если у вас впереди недели, месяцы неподвижного постельного режима, то в обязанности сиделки непременно должна входить максимальная активизация пациента и максимально долгое сохранение его самостоятельности.
Днем надо переодевать больного или хотя бы менять одну пижаму на другую. Перед сном освежать тело пусть даже влажной салфеткой, если нет приспособлений для мытья. Зубы надо чистить каждый день, а протезы мыть после каждой еды. Есть больному надо хотя бы полусидя, даже если у него стоит зонд или гастростома. Попробуйте сами поесть лежа!
В день надо несколько раз менять место больного: кровать, кресло у телевизора, снова кровать, кресло у открытого балкона, завернувшись в теплый плед. Когда пациент сидит, обязательно надевайте ему обувь, желательно с задником. Нога тоже должна «проснуться».
Что самое главное в уходе за лежачим родственником
Очень важно, даже при наличии хорошей сиделки, что-то делать для своего близкого самому. Ну хоть почитать вслух газету. Или покормить, если вы пришли в обеденное время.
Если вы мало видитесь, не тратьте это драгоценное время на уборку и «госпроверку» работы сиделки. Лучше пообщайтесь с больным, посидите рядом, расскажите новости. Вашему близкому нужны вы, и ваши глаза, и внимание, а чистый пол и набело отмытые чашки нужны нам с вами.
В любом состоянии человеку хочется оставаться личностью, а не безмолвным объектом, который переворачивают, моют, накрывают, одевают. Надо поддерживать у пациентов ощущение индивидуальности. Наденьте женщине кольцо, это изменит ей настроение. Мужчину после бритья освежите одеколоном, ему будет очень приятно. Все, что больной может делать самостоятельно, — пусть делает самостоятельно.
Если самостоятельности в самообслуживании уже нет, то независимость пациент может сохранять хотя бы на уровне принятия решений: завтракать сейчас или позже? Наволочку эту или вот эту? Радио или телевизор? Свет верхний или торшер? Кашу или омлет?
Хорошая сиделка обязательно будет спрашивать разрешения на манипуляции и комментировать свои действия, даже если пациент дементный, в коме, малоконтактный и общению недоступен.
Тактичная сиделка очень тщательно должна продумать все, что касается посещения больным туалета. Нельзя стоять рядом с салфетками наготове, уперев руки в бока, и спрашивать каждые пять секунд: всё? Сфера интимного ранит более всего. И даже если пациент еще может дойти до туалета и помощь нужна только в том, чтобы вытереть попу или снять и надеть штаны, это все равно для многих людей унижение и жуткий стыд. Что уж говорить о том времени, когда, будучи в сознании, человек вынужден носить подгузники.
Работа сиделкой: что самое важное
Хорошую сиделку найти трудно, но они есть, и их много, как много хороших мам и бабушек. Надо только представить на месте своей больной мамы или папы себя, надо понять: а хотите ли вы, чтобы с вами рядом до конца жизни была эта женщина? Или вы ей себя не доверите?
И еще — уважайте сиделок и нянечек. Плохие люди не идут на такую работу. Быть нянечкой, сиделкой, медсестрой по призванию, а не по диплому — это прежде всего быть самой собой, помогать очень естественно, доброжелательно, не напрягаясь. Ни один диплом или учебник не научит сиделку искренне плакать вместе с пациентом, когда нужны лишь слезы сочувствия, а не активные действия. Ни один профессор не может научить медсестру подмывать пациента в постели так, чтобы у больного не возникло чувства неловкости.