Перевозка таких грузов как жидкости, сжиженный газ, отдельные виды сыпучих имеют целый ряд сложностей. Ранее транспортировать их можно было исключительно цистернами или по трубопроводу, но сегодня производители предлагают удобную альтернативу – танк контейнер для нефтепродуктов. Чем же они хороши?
- Стандартные типоразмеры – преимущественно 20 и 40 футов (есть «танки» и меньше – 5, 10 футов), что позволяет устанавливать их, как обычный контейнер. Благодаря этому «проблемные» грузы можно перевозить практически в любую точку мира, поскольку платформы, на которые крепятся контейнеры металлические, есть в авто-, ж/д и морском транспорте.
- Тарифы на перевозку танк-контейнеров железнодорожным транспортом радуют своей лояльностью: они значительно выгоднее, чем перевозка грузов цистернами.
- Отсутствие необходимости в перетарке, что положительно сказывается и на стоимости, и на общей скорости транспортировки груза.
Востребованность танк-контейнеров обусловлена также стремительным устареванием цистерн. Ввиду своей непригодности к использованию с каждым днем все больше последних получает запрет на дальнейшую эксплуатацию. При этом парк практически не пополняется новыми цистернами, чего нельзя сказать о танк-контейнерах.
В чем же проблемы?
Поскольку танк-контейнеры стали выпускаться не так давно, транспортировка наливных грузов и сжиженного газа осуществлялась в железнодорожных цистернах и по трубопроводу. Ввиду этого логистические терминалы и таможни не рассчитаны на прием и хранение с учетом всех нормативов танк-контейнеров с огнеопасным или легковоспламеняющимся содержимым. Тем не менее, инфраструктура, которая будет удовлетворять все требования стандартов, активно строится.
Еще одна загвоздка, хоть и легко решаемая, – получение сертификатов РМРС. Совсем недавно это было огромной проблемой для перевозчиков, поскольку российские и международные требования к танк-контейнерам отличались. На сегодняшний день нормативы приведены к «общему знаменателю». Если они соблюдены, не будет проблем ни с сертификацией, ни с международными перевозками.
Нельзя не упомянуть сложности, связанные с бюрократическими процедурами в отношении зарубежных танк-контейнеров. Основанные на «Уставе ж/д транспорта РФ» правила перевозки требуют согласования уже оформленных сертификатов РМРС, получения ряда разрешений и т. д. Следствием этого являются немалые затраты на хранение танк-контейнеров из-за довольно длительных простоев на таможне, перевалке, в портах. Наиболее существенные неудобства испытывают перевозчики, маршрут которых идет через Россию транзитом, например, из Китая в Европу, или предполагает перевалку с морского транспорта на железнодорожный. Иностранные танк-контейнеры для нефтепродуктов и хим. грузов также «страдают» из-за тарифной политики РЖД, которая выставляет весьма невыгодные тарифы.