На сегодняшний момент наибольшей востребованностью пользуются рейсы с продуктами питания, техническим оборудованием и одеждой. В большинстве товары складируются на базах Алматы, Караганды, Астаны и других крупных городов, откуда погружаются на автомобили и перевозятся в российские города без уплаты пошлин.
Маршруты транспортировок
С древних времён перевозка грузов из европейской части материка в азиатскую пролегал только морем. Корабли двигались через Индийский и Атлантический океаны, Суэцкий канал, Жёлтое и Средиземное моря. Северный маршрут через Берингов пролив, связывающий Санкт-Петербург с Китаем получался ещё дальше и гораздо опасней.
Грузоотправителям приходилось месяцами ждать свою финансовую выгоду от получателей товаров. Всё это происходило из-за очень существенных расстояний, преодолеваемых перевозчиками.
Дополнительным стимулированием является стремительное развитие китайской промышленности, уверенно занимающей не только азиатские, но и европейские рынки.
Ввиду этого, Россия и Казахстан могут стать членами проекта, названного «Новый шёлковый путь». Под ним подразумевается построение единого автотранспортного моста, соединяющего Европу и Юго-Восточную Азию.
Используя сухопутные перевозки, машина, загруженная в китайском Ляньюньгане достигнет Парижа или Лондона всего за 2 недели, что в 3 с лишним раза короче морского пути.
Стратегическое расположение Казахстана между Европой и Азией гарантирует, что «Новый шёлковый путь» будет проходить через его территорию.
На текущий момент обсуждается несколько вариантов его построений, показанных на изображении.
Если Россия может быть исключена из этого списка, то страна Нурсултана Назарбаева попадает в любом случае. На текущий момент между Россией и Казахстаном действует так называемый «Малый шёлковый путь», пересекающий границу в пункте пропуска Сагарчин, в Оренбургской области.
После этого, дорога поднимается на север, в Татарстан, откуда поворачивает в западном направлении: на Москву и Санкт-Петербург. Кроме представленного маршрута попасть из одной страны в другую можно через другие таможенные пункты, представленные в таблице:
Таблица 1. Российско-казахские таможенные пункты.
Таможенный пост | Российский пункт пропуска | Сопредельный пункт пропуска | Таможня |
Сайхинский | Эльтон | Сайхин | Волгоградская |
Черлакский | Народный | Урлитобе (Прииртышское) | Омская |
Целинный | Усть-Уйское | Жыланды | Курганская |
Харабали | Харабали | Балхудук | Астраханская |
Троицкий | Троицк | Комсомолец | Челябинская |
Михайловский | Топольное | Байганат | Алтайская |
Первомайский | Теплое | Уральск | Оренбургская |
Светлинский | Союзное | Союзное | Орская |
Славгородский | Славгород | Найза (Павлодар) | Алтайская |
Карталинский | Саламат | Босколь | Магнитогорская |
Русско-Полянский | Русская Поляна | Аманкелди (Ленино) | Омская |
Рубцовский | Рубцовск | Семипалатинск | Алтайская |
Прорывной | Прорывное | Узынагаш | Курганская |
Приведённые в таблице таможенно-пропускные пункты являются не полным списком мест, где можно пересечь русско-казахскую границу. Кроме них есть ещё ряд дорог, грузоперевозки казахстан россия стоимость открытых для дальнобойщиков в общем количестве 29 единиц.
Если из всего перечня выбрать наиболее крупные маршруты, количество строк в нём существенно снизится, так как ранее были перечислены все точки пересечения, без привязки к качеству дорожного покрытия.
Перечень федеральных маршрутов выглядит следующим образом:
- Маршрут Москва – Астрахань – Атырау, расстояние 1 768 км.
- Москва – Саратов – Уральск, расстояние 1 285 км.
- Москва – Самара – Уральск, расстояние 1 349 км.
- Москва – Оренбург – Актобе, расстояние 1 757 км.
- Москва – Челябинск – Костанай, расстояние 2 141 км.
- Москва – Челябинск – Петропавловск, расстояние 2 350 км.
- Москва – Омск – Павлодар, расстояние 3 163 км.
- Москва – Омск – Павлодар – Семей – Усть-Каменогорск, расстояние 3 715 км.
Здесь приведены наиболее крупные маршруты из казахских городов, расположенных вдоль границы с Россией.
Анализ дорог и расстояний от мегаполисов до Москвы, будет выглядеть следующим образом:
- Астана – Челябинск – Москва, расстояние 2 860 км.
- Караганда – Челябинск – Москва, расстояние 3 120 км.
- Алматы – Оренбург – Москва, расстояние 3 968 км.
- Кызылорда – Самара – Москва, расстояние 2 824 км.
Сведения о расстояниях между объектами взяты с сайта автоперевозок «Делла» (della), на котором можно спроектировать необходимый маршрут самостоятельно.
Правила
Перевозка грузов из Казахстана в Россию осуществляется в соответствии с Таможенным соглашением, заключённым между странами. Следуя его требованиям, грузоперевозчики обязаны иметь при себе сопроводительную документацию в виде сертификатов и разрешений на применение в странах ЕАЭС.
Полный перечень грузов, подлежащих обязательной сертификации находится в «Едином перечне продукции», который был утверждён Решением Комиссии Таможенного союза № 620 от 07.04.2011г. Состоит он из 19 позиций. Помимо списка, документ содержит информацию о документации.