Дополненная реальность для музеев: как продвигать культуру в массы - Бизнес-мудрость

Дополненная реальность для музеев: как продвигать культуру в массы

AR (Augmented Reality) – это технология, которая изменяет видеоизображение, транслируемое в реальном времени. Специальная программа добавляет в снимаемую камерой картинку визуальные объекты для создания дополненной реальности и эффекта смешения мира реального и виртуального.

На первый взгляд, музеям такая технология ни к чему: зачем что-то добавлять к экспонатам? Ведь цель визита посетителя – увидеть реликвии в том самом виде, в каком они сохранились. В этом обзоре сделана попытка доказать, что музеям есть смысл идти в ногу со временем и обратить внимание на многообещающую технологию.

Зачем AR музеям?

Вряд ли музеям сильно угрожает потеря интереса новых поколений, привыкших к жизни в цифровой реальности – традиционный подход к организации экспозиций, конечно, не исчерпал себя.

Но многочисленные технологии, которые трансформируют реальность, так бурно развиваются в наше время, что упустить возможность сделать впечатления посетителей глубже, ярче и красочнее (при этом почти ничего не меняя в физическом мире) было бы неосмотрительно, тем более для музеев, где визуальное восприятие – главное.

Технология дополненной реальности позволяет сделать именно так: работа по созданию AR-системы почти не затрагивает сами экспонаты и выставочные комплексы. Львиная доля подготовки к запуску ложится на плечи программистов и дизайнеров.

Выгоды применения AR

Как было сказано выше, посетители получат более глубокие впечатления:

  • элементы дополненной реальности сделают ознакомление с экспозицией легче, нагляднее представят изучаемые предметы;
  • посетители смогут получить больше информации в ненавязчивой форме, почувствовать себя исследователями, открывающими в экспонатах скрытые от обычного глаза тайны;
  • внесение в путешествие по музею игровых элементов (например, квеста, квиза, шарады или пазла) повысит вовлечение в мир, которому посвящена выставка.

Молодые посетители, которые испытывают привязанность к мобильным устройствам и постоянно находятся онлайн, почувствуют себя в своей среде. Происходящее на экране – это их жизнь, а значит, музей легко и непринуждённо окажется в самом её центре.

Применение AR может как обогатить, так и полностью заменить работу экскурсоводов: хорошо спроектированное приложение дополненной реальности позволит построить экскурсии в интерактивном режиме с максимальным вовлечением посетителей, augmented reality developers с разными программами и маршрутами, на разных языках, с разными уровнями погружения в предмет.

Арт-объекты, создаваемые в процессе внедрения AR-элементов, могут иметь самостоятельную художественную ценность и повысить привлекательность музея, а также создать ему репутацию новаторского, современного и даже авангардного культурного учреждения.

AR-приложение на мобильном устройстве может по максимуму использовать его социальные и e-commerce-функции:

  • посетителю удобно делиться с друзьями изображениями и собственными впечатлениями, полученными во время посещения – продвижение и реклама будут более естественными;
  • контакт с пользователем приложения уже после визита можно продолжить – обратить внимание на новые выставки, предложить обновленные программы, пригласить снова;
  • продажа печатных материалов, сувениров, билетов на другие программы гармонично встроится в интерфейс приложения.

Как работает AR

Для работы AR-приложения необходимы четыре основных элемента:

  • камера, видеоизображение с которой будет обработано;
  • экран или монитор, на который будет выводиться изменённое (дополненное) видеоизображение;
  • программа, которая будет в режиме реального времени обрабатывать видеоизображение с камеры, распознавать метки (маркеры или коды) и действия пользователя, а также добавлять в итоговую картинку запрограммированные элементы AR;
  • вычислительное оборудование, на котором будет исполняться AR-программа.

Большинство современных мобильных устройств полностью удовлетворяют этим требованиям, а значит, могут быть использованы для запуска приложений дополненной реальности.

Элементы AR, которые используются для трансформации исходного видеоизображения и добавления в итоговое:

  • простые графические объекты (иконки, пиктограммы, линии, фигуры, текстовые блоки);
  • трёхмерные, фото, анимированные и видео-объекты;
  • интерактивные, взаимодействующие с пользователем и изменяющиеся по программе объекты.

AR-программа добавляет в итоговое видеоизображение требуемые объекты, когда получает сигнал или при выполнении определённых условий:

  • пользователь наводит камеру на метку, текст, код или графический элемент;
  • пользователь наводит камеру на AR-маркер (предварительно отсканированный разработчиком или администратором предмет);
  • система геопозиционирования (GPS) передаёт данные о нахождении устройства в требуемых координатах;
  • поступают данные от дополнительных датчиков (ориентации, положения, ускорения, шагомера);
  • пользователь самостоятельно вызывает событие, включая определённый элемент управления интерфейса приложения.

С помощью чего создают AR-приложения

Выбор программных комплексов для разработчиков AR-приложений, Software Development Kit (SDK), довольно широк. Есть профессиональные решения enterprise-уровня; существуют пакеты программ, созданные в рамках open source; гиганты индустрии выпускают собственные среды разработки; catchar.io можно найти сервисы, позволяющие создавать приложения дополненной реальности при отсутствии опыта в разработке программ.

Vuforia

Это профессиональный инструмент разработчика – популярная и многофункциональная среда для создания AR-приложений. Vuforia имеет в арсенале множество функций для работы с трёхмерными объектами, распознавания самых разных элементов и обработки сцен. Благодаря плагину возможна интеграция этого SDK с другим популярным программным пакетом – платформой для разработки игр Unity.

Цена программы составляет 499 долларов сразу или 99 долларов в месяц.

Zapworks

Программная среда, которая позволяет быстро и легко создавать AR-приложения. Компания ZapWorks выпускает несколько продуктов: ZapWorks Studio – для разработчиков, ZapWorks Designer – для специалистов по графике, Zapalytics – аналитика использования приложений. SDK сочетает в себе мощные инструменты, удобный интерфейс и сравнительно короткий срок обучения.

Программа стоит 35 или 99 долларов в месяц (basic и pro версии).