Вот уже несколько лет я так или иначе связан с аддитивными технологиями, более известными как 3D-печать.
За это время доводилось общаться и с экспертами в данной области и с совершенно нормальными людьми, не имеющими ровным счетом ни малейшего представления о 3D-печати, но желающими следовать трендам. В результате у меня сформировалось собственное мнение о 3D-печати и её применимости к повседневной жизни.
— О, привет, привет! Слушай, это все напечатано на 3D-принтере? Ничего себе!
Да, напечатать можно многое, но ничего магического здесь нет. 3D-печать — это всего лишь еще один технологический процесс производства. Вы же не удивляетесь, когда видите, например, бронзовую статую: “О! Это что, реально отлито?”, или обычный болт: “Ух ты, это штамповка? Ничего себе”.
— Хм, тогда почему 3D-печать так популярна? Это что-то новое?
Новое — понятие относительное. Первые разработки и прототипы, которые легли в основу современной 3D-печати, появились 80-х годах XX века, то есть всего лишь около 40 лет назад.
В то же время, первый патент на беспроводную связь, например, был получен в 1872 году, около 145 лет назад, а первые примитивные токарные станки стали появляться еще в 14 веке.
Поэтому да, 3D-печать действительно можно назвать относительно новой технологией, однако она вовсе не является разработкой последних нескольких лет.
— Тогда почему я о ней услышал совсем недавно, если ей почти 40 лет?
У любой технологии есть цикл зрелости — процесс ее становления от появления до исчезновения. Этот процесс может растягиваться на десятилетия и зависеть от многих факторов.
Сегодня промышленная 3d печать на заказ вошла в стадию активного применения. Ее все больше начинают использовать в тех областях, где ранее она была недоступна. 3D-печать постепенно избавляется от прежних проблем, появляются новые материалы и разработки.
Пример использования трехмерной печати в судостроении. Статуя была напечатана на 3D-принтере из фотополимера, после чего покрашена и установлена на корабле.
Одновременно с этим, появляется оборудование другого типа, предназначенное для домашнего использования. Производители смогли адаптировать некоторые технологии печати к потребительскому сегменту и сделать их доступными каждому.
— Но зачем мне 3D-печать? Что я могу с ее помощью сделать, ведь я не произвожу болты и не отливаю статуи?
В том то и дело, что ничего. Откровенно говоря, необходимость 3D-печати для нас с вами пока слишком преувеличена.
Эта технология может принести ощутимую пользу разве что малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, например ювелирам, архитекторам или промышленным дизайнерам.
Основным аргументом производителей для продвижения трехмерных принтеров на потребительском рынке является возможность создавать уникальные и эксклюзивные вещи. К сожалению, на сегодняшний день этого аргумента недостаточно для того, чтобы в каждом доме появился свой собственный 3D-принтер.
Мы живем во времена рассвета таких компаний как IKEA, H&M, Walmart и многих других. Они позволяют каждому из нас купить все, что нам нужно за минимальную стоимость. Изготовление этих же вещей на 3D-принтере было бы неоправданно дорогим. Да и тратить свое время на это может позволить себе разве что очень увлеченный энтузиаст.
— Хорошо, а почему ее называют печать? И 3D — это что-то виртуальное?
В данном случае приставка “3D” не имеет никакого отношения к виртуальной реальности, 3D-очкам или чему-то подобному. А вот сам процесс действительно напоминает обычную струйную или лазерную печать на бумаге, которой мы пользуемся каждый день.
В домашних или офисных принтерах струя краски или лазер воздействует на бумагу. В 3D-печати вместо бумаги используется емкость (платформа), наполненная материалом, из которого и будет в дальнейшем состоять полученное изделие.
Современных материалов для 3D-печати слишком много, чтобы перечислять все, но можно выделить основные группы:
- Пластики
- Металлы
- Гипс
- Воск
- Керамика
- Дерево (смеси)
- и др.